История развития велосипедных колес. Найнеры — велосипеды с большими колесами

Найнер (так же ту-найнер) - категория горных велосипедов с 29-ти дюймовыми колесами, вместо стандартных 26-ти дюймов, вызывает разные эмоции. Их противники считают, что они выглядят как байки для клоунов (или даже для стариков). Но большинство противников велосипедов с большими колесами провели на них очень не много времени.

Несмотря на сопротивление в некоторых кругах, найнеры медленно но уверенно завоевывают популярность. Каждый год увеличивается их количество в магазинах и на велосипедных трассах. Диллеры в США и Великобритании почти полностью распродали байки с большими колесами ведущих брендов во время сезона 2010 и рейсеры мирового уровня уже начали выигрывать соревнования на них. Похоже, настало время поговорить о них.




Размер имеет значение

Давным-давно в 1986 году, Алекс Молтон (Dr Alex Moulton), известный своими удобными велосипедами с маленькими колесами, создал вседорожный байк с 20-ти дюймовыми колесами. К несчастью, байк Молтона имел фундаментальный изъяв в своей конструкции. 20-ти дюймовые колеса этого велосипеда чрезмерно чутко воспринимали каждую ямку и ветку на земле, которые для 26-ти дюймовых колес были едва заметны. Поэтому, несмотря на удобство и возможность регулировки подвески на велосипедах Молтона во времена, когда большинство горных велосипедов были с жесткой подвеской, новый велосипед не пользовался спросом.

Если вы когда-либо ездили на BMX байке по серьезному горному маршруту, вы знаете, что это не очень приятное ощущение. Маленькие колеса, а также меньшая колесная база приводят к более сложному управлению на неровной дороге. Подумайте об этом. При прочих равных условиях, больший диаметр колеса сглаживает его траекторию движения по неровному профилю местности. Но можем ли мы также утверждать, что колеса большего размера будут ехать быстрее по неровной поверхности? Не всегда, сложности возникают из-за того, что утверждение "при прочих равных условиях" не выполняется и нужно учитывать другие особенности.

Вас уже настиг ажиотажный интерес к найнерам? Подумайте, какие ощущения от езды вы предпочитаете, прежде чем сделать выбор.

Возьмем подвеску. В теории, все ее компоненты, включая толстые покрышки, направлены на то, чтобы сделать восприятие поверхности земли более гладким. Но установка подвески на 29-ти дюймовые колеса является более сложной, чем на 26-ти дюймовые. Без изменения рамы не остается места для установки нужный компонентов. Поэтому больший размер колес требует изменения геометрии рамы для того, чтобы байк проявил себя наилучшим образом.

Колеса и покрышки большего размера также и весят больше, поэтому они не так быстро разгоняются. Хотя они легче катятся по прямоугольным ямкам, ускорение при движении вниз у них происходит не так быстро. Маленькие колеса проще разогнать до нормальной скорости, но обод большего размера лучше сохраняет скорость движения. Далее мы перейдем к более детальному рассмотрению особенностей геометрии рамы, но уже сейчас ясно, что большие колеса катятся более гладко по поверхности, но это не значит, что они однозначно лучше, нужно учитывать и другие особенности.

Насколько большими они могут быть?

На рынке горных велосипедов сейчас доминируют модели с 26-ти дюймовыми колесами и понятно почему. Они являются хорошим компромиссом для райдеров среднего телосложения для сцепления с ухабистой поверхностью на толстых покрышках. Они вставляются в обычную раму и набивание грязи в зазоры не является большой неприятностью.

Для неискушенных: размер колеса горного велосипеда - это примерный диаметр колеса с покрышкой. Но высота покрышки может меняться, поэтому редко бывает, что размер колеса с покрышкой точно равен 26 дюймам в диаметре. Большие покрышки с толстой камерой могут быть диаметром 27.5 дюймов, такие даже могут не поместится в обычную вилку или между типичными нижними перьями рамы.

Бесспорный факт, что райдер на найнере выглядит маленьким и некоторым это не нравится.

В действительности, установка покрышки с высоким профилем на 26-ти дюймовое колесо дает представление, какие ощущения создает 27.5 дюймовое (размер 650B) колесо с обычной покрышкой. Размер 27.5 дюймов находится посредине между 26-ю и 29-ю дюймами, некоторые скажут, что это идеальное решение дающее обычную подвижность с более мягким качением.

27.5 дюймовые колеса могут быть сделаны более легкими и прочными, чем 29-ти дюймовые и рамы для них обычно выглядят более аккуратными, чем для 29-ти дюймовых (с большим клиренсом), которые выглядят неуклюже. Без сомнения, что 29-ти и 27.5 дюймовые байки, если будет доступен больший выбор ободов и покрышек, являются хорошим выбором для любителей более гладкой езды, особенно без амортизационной вилки. Бесспорно, для райдеров высокого роста такой байк является более подходящим выбором.

26-ти дюймовые колеса будут продолжать доминировать на рынке в ближайшем будущем для байкеров среднего роста, но найнеры (29ers), определенно, производят тихую революцию популярности. Теперь мы более внимательно разберем, почему колеса больших размеров увеличивают свою популярность.

В самом начале

Когда найнеры только начали выпускаться серийно, они показали сразу свои возможности, но сразу же проявились и сложности в виде ограниченного выбора вилок подвески и геометрии рамы, которая большей частью была скопирована с 26-ти дюймовых моделей.

Gary Fisher выпустил Genesis, чьи размеры были многообещающими, но это произошло только в последние пару лет, когда дизайнеры по-настоящему начали понимать разницу между идеальной геометрией 26-ти дюймовых и 29-ти дюймовых велосипедов. Это относится не только к подбору углов рамы. Длина вилки, вынос руля, верхняя труба и каретка, все это имеет влияние на общую стабильность и ощущения от езды на велосипеде.

И это мы еще не начинали учитывать преимущества и недостатки от более длинных нижних перьев рамы, большей колесной базы и то, каким образом места соприкосновения покрышки с поверхностью влияют на сцепление колеса с землей. Соображения по поводу этих вопросов для найнеров до сих пор меняются, как впрочем и мнения по тем же вопросам для обычных 26-ти дюймовых байков.

Кросс-кантри гонщики пересели на найнеры, чтобы проезжать участки ранее недоступный для проезда.

Люди пересевшие на найнеры, похоже полюбили их за возможность ездить быстрее по неровной местности. Ездовые преимущества велосипедов с большими колесами не могут дать заметного увеличения общей скорости при езде по кольцевому маршруту кросс-канри для высококлассных профи гонщиков, но чем больше мы ездим на них, тем сильнее убеждаемся, что лучшие райдеры могут получить заметное удобство и точность управления байком при езде по пересеченной местности.

И учтите, что увеличение удобства и точности управления обычно означает более высокую скорость, благодаря фактору психологического комфорта. Это может быть причиной, почему некоторые женщины с наименьшим ростом на чемпионате мира по кросс-кантри получили наилучшие результаты именно на 29-ти дюймовых байках. Существуют ситуации, в которых найнером проще управлять. Но сначала, давайте послушаем, что говорят люди, сравнивая 26-ти и 29-ти дюймовые байки.

Как измеряются колеса?

По сути, 26 и 29 дюймов относятся к диаметру от края до края покрышки (довольно грубое измерение, потому что размер покрышки может меняться). Покрышки с высоким профилем, установленные на 26-ти дюймовое колесо могут дать 27 дюймов и более. Покрышки с высоким профилем приведут к более гладкому качению колеса, чем низкопрофильные, и таким образом дадут больше удобства, а также преимущества лучшего сцепления с поверхностью колес большего размера.

Промежуточный вариант, который сложнее найти, колеса 650B дают размер от края до края 27.5 дюймов, которые помещаются в некоторые рамы и вилки для 26-ти дюймовых колес. Некоторые производители вилок не меняют высоту арки, поэтому вы можете по выбору установить высокопрофильные 26-ти дюймовые или 650B колеса в одну и ту же вилку.

Почему качение колеса происходит более гладко?

Главная причина того, что обод большего размера катится более равномерно, состоит в угле кривизны. Попробуйте покатать гимнастический обруч по неровной поверхности, а теперь сделайте тоже самое с кольцом для салфеток. Конечно, существуют другие отличия, но основную суть вы уловили.

Большое колесо с меньшим угол кривизны меньше подвергается воздействию выпуклостей и впадин, потому что оно перемещается по вершинам впадин, которые имеют твердые края. Вот почему скатится на BMX вниз по лестнице тяжелее, чем на горном велосипеде. Завершая логические рассуждения можно прийти к выводу, что возможно создать такое большое колесо, что оно проедет по жестким краям ступенек, не почувствовав впадин, как по ровному спуску.

26 дюймов против 29-ти, разница небольшая, но заметное изменения в ощущениях езды по трассе.

Что насчет сцепления с поверхностью?

Если райдер сядет на 26-ти дюймовый, а затем на 29-ти дюймовый байк с одинаковым давлением в шинах, теоретически размер площадки, которая сцепляется с землей должен быть одинаковым. Но даже с шинами от одного производителя и одинаковым протектором, разница в объеме и форме дадут больший размер площади соприкосновения для 29-ти дюймового колеса.

А что насчет геометрии рамы?

Тут нужно рассмотреть множество факторов. Типичный найнер будет по ощущениям более стабилен, чем обычный 26-ти дюймовый байк. В частности благодаря более длинной колесной базе и более длинной задней части, чтобы оставить достаточно места для колеса большего размера. Похоже можно реализовать и на обычном байке, но так редко делают.

Другая причина стабильности состоит в том, что хотя колесные оси расположены на 1.5 дюйма выше на найнерах, чем на 26-ти дюймовых колесах, вы сидите ниже между осями колес на найнере по сравнению с обычным байком. Поэтому, несмотря на то, что сам велосипед с большими колесами имеет центр масс выше, чем 26-ти дюймовый байк, но найнер с райдером на борту более стабилен, потому что полный центр масс велосипеда с байкором оказывается ниже.

С точки зрения того, как геометрии влияет на управляемость у дизайнеров достаточно способов для последовательного решения этого вороса. Они могут изменить зазор передней вилки (чтобы изменить уход переднего колеса), ход вилки, чтобы ощущение управляемости найнером была на уровне. С появлением на рынке все большего количества приличных вилок, этот процесс уже прошел определенный путь, чтобы исправить неверное мнение, что найнеры проявят себя ужасно на сложных трассах.

Основная причина популярности найнеров - меньшая кривизна траектории движения по неровному рельефу, поэтому каменистые поверхности вызывают меньше сложностей.

Почему не все рейсеры пользуются найнерами?

В США женский и мужской марафон по кросс-катнтри найнеры победили в 2009 и 2010, а также некоторые гонщики команды Trek стали достигать лучших результатов, когда пересели на найнеры. Тод Велс (Todd Wells) дважды выиграл звание чемпиона США на своем Specialized Epic найнере с полной подвеской модели 2011 в июле. Такие райдеры как Вилоу Кобер (Willow Koerber) и Хизер Ирмигер (Heather Irmiger) также показали, что байки с большими колесами подходят и невысоким райдерам.

Случайность? Возможно, но посмотрите на результаты. Похоже, что откровенно консервативная позиция кросс-кантри рейсеров на конструкцию байка изменяется, даже если это может быть вызвано подстрекательством со стороны интересов спонсоров.

Для кого найнеры подходят лучше всего?

Многие компании экспериментируют с большими колесами на байках для даунхилла, многие рейсеры кросс-кантри используют их, является ли это результатом маркетингового давления или найнеры действительно лучше чем 26-ти дюймовые байки для некоторых райдеров? Мы рассмотрели большинство спорных вопросов и пришли к выводу, что это ситуация, в которой каждый должен заниматься своим делом.

Райдеры, которые чувствуют себя более уверенно от более мягкой езды на найнере по неровной поверхности могут в результате ехать чуть быстрее. Но те, кого беспокоит чуть большая задержка при мгновенном ускорении могут в результате получить меньшую скорость. В конечном итоге, это определяется скорее личными предпочтениями и ощущениями, чем проявляется в объективно заметном увеличении скорости.

Что говорят эксперты.

Мы опросили выборку наших райдеров, которые занимаются тестами, а также некоторых инсайдеров индустрии, чтобы узнать их мнение относительно сравнения характеристик 26-ти и 29-ти дюймовых байков. Вот что они нам сказали...

Джеймс Хуанг (James Huang), технический редактор BikeRadar.

"Найнеры привносят некоторые заметные преимущества, но также некоторые сложности, связанные с рамой, вилкой и дизайном велосипедных компонентов. Больший диаметр естественным образом дает большую массу и момент инерции, больший изгиб колеса и более длинные и гибкие трубы рамы. Но новаторские решения, такие как более широкая втулка и расположение спиц на фланце, более широкие (и поэтому более жесткие) легкие ободы и ось втулки с креплением на болтах привели к уравновешиванию возможностей с обычными байками. Некоторые производители, как, например, Specialized предприняли решительные усилия, внедрив все три характерных особенности в своем Epic Carbon.

Шины найнеров также должны отличаться. Тестовые испытания, проведенные финской компанией Wheel Energy подтвердили, что у покрышки 29-ти дюймового колеса поверхность соприкосновения является более вытянутой и узкой по сравнению с 26-ти дюймовым колесом. А следовательно, шипы по краям протектора могут цеплять поверхность на одном колесе, но не цеплять на другом, плюс на 29-ти дюймовой шине может быть задействовано большее количество шипов по центру покрышки, чем на 26-ти дюймовой шине, в зависимости от дизайна.

Просто используя то, что мы знаем о 26-ти дюймовых велосипедах и дизайне компонентов на байках с 29-ю дюймами, дает приемлемый результат, но для достижения реальных преимуществ необходимо думать слегка по другому. Если нам придется смириться с недостатками, присущими найнерам, мы также может полностью использовать и их потенциальные преимущества. Когда мы сделаем это, мы увидим дальнейшее увеличение их популярности."

Майк Хел (Mike Hall), инженер-дизайнер.

"Когда я впервые услышал про найнеры, я закатил глаза, покачал головой и подумал: "Эти сумасшедшие искатели новых ниш, что они придумают еще?". Мое мнение, возникшее без каких либо тестов, что это вздорная идея, было усилено, когда я увидел найнер с рейсером невысокого роста. "Если это крутая новинка - оставьте ее себе,"- подумал я тогда. В основе моего мнения было то, что это выглядит неуклюже.

И представьте мое разочарование, когда они стали завоевывать популярность! Мне было не по себе. Посмотрев на них снова, я увидел элегантную красоту, хотя раньше видел лишь ужасную раму с короткой передней трубой и нескладными пропорциями. С другой стороны, возможно, дизайнеры нашли нужный язык дизайна для них."

Джон Стивенсон (John Stevenson), главный редактор Future Publishing велосипедного раздела.

"Чрезмерная мода на найнеры перегружена суматохой и неразберихой и не соответствует реальности. Действительно, в теории большие колеса катятся быстрее. Но эта разница теряется во множестве других факторов, которые влияют на скорость байка. Другие преимущества, о которых говорят, либо вымышленные либо могут быть достигнуты на 26-ти дюймовых байках. Например, 29 дюймов подходят высоким райдерам, потому что большие колеса приводят к длинным нижним перьям рамы и более длинной колесной базе, в результате распределение веса более похоже на то, что происходит на 26-ти дюймовом велосипеде с райдером среднего роста. Нужно просто удлинить 26-ти дюймовый байк.

Заявление, что у 29-ти дюймового колеса больше площадь контакта с поверхоностью и лучшее сцепление основано не неправильном понимании физики. Если ваш весь вместе с байком составляет 180 фунтов и давление в шинах 30 фунтов на квадратный дюйм, то распределите ваш вес по поверхности и вы получите шесть квадратных дюймов шины на поверхности, независимо от размера покрышки. Говорят, что колеса большого размера более стабильны, потому что у них больше момент инерции вращения. Но тесты показали, что момент инерции дает маленькую разницу в стабильности. Наибольшее значение имеет уход вилки, зависящий от угла наклона передней трубы рамы и зазора вилки.

Разнообразие выбора это замечательно, поэтому если вам нравится ваш найнер, ездите на нем и получайте удовольствие. Но не говорите о его технологических преимуществах - результаты заездов и физика говорят противоположное."

Мэт Пакоча (Matt Pacocha), редактор BikeRadar в США

"Я уже не считаю себя серьезным кросс-кантри рейсером. Если бы я был им, я бы, несомненно, ездил на найнере все время. Сейчас же, я использую три велосипеда, каждый из которых отлично подходит для езды в течение сезона.

Один из них найнер, у него жесткая задняя подвеска. Он алюминиевый и предназначен для скоростной езды. Его вес меньше 23 фунтов, т.е. достаточно легкий, поэтому с ним не бывает каких либо трудностей с движением на подъем или ускорением. После более года владения этим 29-ти дюймовым байком (а не просто временного тестирования), я могу с уверенностью сказать, что для меня теперь нет причины использовать байк с 26-ти дюймовыми колесами и жесткой задней подвеской для горных поездок, любого вида скоростных или прогулочных.

Мой второй байк со 100мм ходом подвески, с полной подвеской. Я его обычно выбираю для соревнований кросс-кантри, не потому что он быстрее найнера, но потому что мне больше нравится на нем ездить. Он больше весит, чем найнер с жесткой задней подвеской и поэтому не так легко забирается на горку. Однако, судя по тому, что я видел, съезжая с горы в 2011, я думаю, что, возможно, пришло время продавать этот байк с более крупными колесами.

И наконец, мой третий байк имеет 150мм ход подвески, относительно легкий и больше предназначен для более приятной езды, чем для скорости. У него 26-ти дюймовые колеса с большими шинами и он наиболее приятен в использовании, но на подъеме он наиболее медленный. Для него я не вижу преимуществ в использовании более крупных колес. Они добавят чуть больше веса и с учетом хода подвески, я на нем не испытывал трудностей со сцеплением с поверхностью.

Мораль моей истории в том, что если у вас несколько байков, то в этом наборе найдется место хотя бы для одного найнера. Для тех, чьей целью является выступления не соревнованиях кросс-кантри в компании приятелей или официальных соревнования, я считаю большие колеса дадут серьезное преимущество."

Оли Бекинсайл (Oli Beckingsale), кросс-кантри профи гонщик.

"Я могу видеть преимущества езды на больших колесах, но для кросс-кантри 29-ти дюймовые колеса слишком тяжелые. Мне очень травится мой Giant Anthem X. Я знаю, что скоро появится Anthem X 29er, но его добавка веса будет слишком велика по сравнению с моим байком.

Тут возникают трудности и с запасными частями. У меня сейчас много колес и шин размера 26 дюймов и множество запасных частей к ним, поэтому единственный способ перейти на найнер - это полностью заменить одну систему другой и ездить все время только на найнере, что является очень серьезным решением. Я оставляю спонсорам решать, на чем мне ездить."

Гай Кестевен (Guy Kesteven), тестировщик BikeRadar.

"Найнеры - просто хлам. Они неповоротливые, гибкие, тяжелые и подходят только для очень высоких людей или пожилых людей, требующих к себе повышенного внимания, а также для новичков, которые не умеют ездить. Мне нравиться, когда я слышу такое, потому что мой секрет останется в безопасности чуть дольше.

Откровенно говоря, некоторые модные плохо спроектированные байки - полный хлам. И даже удачные модели не позволяют хорошо исполнять сложные фигуры и трюки, кроме того они более медлительны при ускорении и в них покачиваются даже самые жесткие части. Все это означает, что они никогда не подойдут некоторым людям.

Если вы спросите меня, какой байк самый быстрый для длинных, сложных трасс с неровной поверхностью, я без колебаний отвечу - "найнер". Это стало еще более актуальным после появления дополнительного оборудования 2011. Колеса большего размера означают меньшую чувствительность к кочкам, больший момент инерции и лучшую управляемость на сложных неровных трассах.

Они поддерживают большую скорость и сцепление с землей при подъеме или про прохождении поворотов. Хороший найнер с жесткой задней подвеской на спуске ведет себя как обычный байк со 100мм подвеской. А хороший найнер с ходом подвески 100мм будет вести себя на быстром каменистом спуске как большинство 26-ти дюймовых байков с ходом подвески 150мм.

Проще говоря, райдеры, которые отстают на 26-ти дюймах будут лидировать на 29-ти. Это не просто пиар или спекуляция. Я видел, как это происходило на групповых гонках на выносливость, а теперь еще и на чемпионате мира по кросс-кантри. Хотя, как я уже сказал, если люди мне не поверят, то мой секрет проживет чуть дольше."

Велосипед с широкими колёсами — Фэтбайк

На современном велорынке найти можно многое: горные, шоссейные, ―и даже такое чудо, как fatbike. Что это? Если с первыми всё более-менее понятно, то слово «фэтбайк» часто вводит в ступор даже самих велосипедистов. Это транспортное средство во многом напоминает обычную горную модель, но на нём можно устанавливать покрышки шириной в 4 дюйма. Для сравнения: МТБ комплектуется резиной только до 2.4-2.5”. Обычно велосипед с широкими колёсами (фэтбайк) снабжается жёсткой вилкой, однако с такой шириной необходимости в дополнительных амортизаторах нет.

Заглянем в прошлое

Чтобы лучше разобраться в том, что такое фэтбайк и как он выглядит, желательно немного окунуться в историю его происхождения. Первые такие двухколёсные транспортные средства появились, когда один изобретатель из Аляски растянул покрышки в 3 дюйма до размера обода велосипеда. В итоге он стал основателем первой фирмы, специализирующейся на производстве комплектующих для фэтбайков. Такое открытие позволило наслаждаться длительными поездками даже в снежную погоду, поэтому новинка была тепло принята и оценена многими знатоками байков.

Потом конструкции начали использовать даже на Южном полюсе, а управляла фэтбайком» Мария Лейерштам. Впечатляющее открытие взяли на вооружение известные изготовители велосипедов. Они создали идеальную двухколёсную технику, оснастив её качественными комплектующими и усовершенствовав саму конструкцию.

Эволюция фэтбайков

Это транспортное средство стремительно завоёвывало популярность, поэтому возникла необходимость немного «облегчить» его. Изначально велосипед с толстыми шинами много весил, и использовать его в городских условиях было нецелесообразно. Постепенно производители начали выпускать лёгкие модели, экспериментируя с доступными вариантами. Самые простые велосипеды с толстыми покрышками имеют раму из углеродистого волокна и вес меньше 10 кг. Добиться таких показателей позволило улучшение подвески, трансмиссии и тормозной системы.

Какой тип лучше?


Велосипед на толстых колёсах может иметь разные типы подвески. Чтобы определиться с тем, что именно вам нужно (двухподвес, хардтейл или софтейл), необходимо проанализировать некоторые моменты:

  • качество дорог;
  • сумма, которую вы готовы потратить на покупку;
  • желаемый вес конструкции.

Фэтбайк двухподвесного типа идеально подходит для горной местности, однако его масса несколько больше за счёт наличия дополнительных элементов. В городских условиях лучше использовать велосипед с широкими покрышками хардтейл. Он довольно жёсткий при езде, хорошо подходит для ровных дорог.

Если говорить о стоимости, можно отметить, что цена на разные велосипеды часто существенно различается. Чем больше двухколёсное транспортное средство приспособлено к езде в экстремальных условиях, тем дороже оно обойдётся. Это напрямую зависит от комплектации фэтбайка. Для горных местностей нужна усовершенствованная трансмиссия, а также подвеска и остальные элементы.

Вес и размеры фэтбайка тоже можно назвать влияющими на выбор факторами. Рекомендованная ширина покрышек ― 4 дюйма. Этот показатель обеспечивает достаточную проходимость и делает велосипед приспособленным к передвижению в экстремальных условиях. Общая масса фэтбайка ― 14-17 кг, при этом основной вес приходится именно на колёса:

  • обод ― приблизительно 1 кг;
  • шина ― около 1,5 кг;
  • камера ― 250-350 гр.

Велосипед фэтбайк достаточно много весит, но он проявляет себя на ходу примерно так же, как и . Выбор за вами!

Достоинства и недостатки

Стоит ли покупать такую модель? Пересаживаться ли с горного велосипеда на фэтбайк? Плюсы и минусы есть у каждого транспортного средства. Двухколёсная техника с толстыми покрышками ― не исключение. Основные преимущества фэтбайков:

  • преодоление любых препятствий на пути;
  • универсальность (за счёт чего байк подходит для езды по горным местностям и ровным дорогам);
  • стильный дизайн, который подчеркнёт брутальность своего обладателя.

Велосипед с толстыми колёсами с лёгкостью передвигается по песчаным поверхностям. Обычные модели с ними не справляются.


Плюсы фэтбайка довольно существенные, однако есть и недостатки:

  1. Большой вес. Некоторые модели имеют массу около 20 кг.
  2. Внешний вид колёс. Покрышки большие, и это часто приводит в недоумение окружающих. Особенно удивляются люди, которые вообще не представляют, как выглядит фэтбайк. Если вы не боитесь осуждений со стороны, это не станет проблемой.
  3. Высокая стоимость. При производстве используются очень качественные детали и комплектующие, поэтому такие товары не каждому приходятся по карману. В среднем они обходятся в 500-1000 долларов.
  4. Расходы на экипировку и ремонт. Рано или поздно может понадобиться сервисное обслуживание, поэтому вкладывать средства в фэтбайк придётся в любом случае.

Многие пользователи отмечают, что плюсов значительно больше. Сегодня такие модели стремительно завоёвывают популярность, отодвигая на задний план традиционные транспортные средства.

Какие фэтбайки можно приобрести?

Велосипедов с широкими покрышками сегодня очень много. Ассортимент просто поражает изобилием! В интернете постоянно появляются фото новинок, которые впечатляют дизайном и совершенством. Вот некоторые из фэтбайков, покоривших сердца тысяч велосипедистов:

  1. Huraxdax MAXX. Эта модель привлекает преимущественно юное поколение. Оно замечательно разнообразием ярких цветов и прекрасными ходовыми свойствами.
  2. Jagamoasta MAXX. Характеризуется наличием втулки Rohloff, а также совместимостью с резиной наибольших габаритов.
  3. Surly Moonlander. Такой велосипед удостоился первенства на выставке Eurobike 2014. Конструкция отличается неброскостью и привлекательным дизайном. Она очень понравилась представителям сильного пола.
  4. Zeal 2015. Детская модель с гидравликой и алюминиевой рамой. Идеально подойдёт для тех, кто с малых лет мечтает покорять заснеженные равнины.

Список популярных моделей можно продолжать ещё долго. Однако для каждого экстремала найдётся такое транспортное средство, которое подойдёт именно ему.

Приветствую!

Колесо велосипеда – очень простой его компонент, строение и принцип работы которого знает каждый. Но знаете ли Вы, что первое велосипедное колесо было диаметром в метр и изготовлено из дерева? А знаете ли Вы о нескольких видах спицовки современного колеса? Именно истории развития колес для велосипеда будет посвящена данная тема!

Из этой статьи вы узнаете:

1. История развития велосипедных колёс.

2. Плюсы и минусы больших колес.

3. Гарри Фишер, и его первый горный велосипед.

4. Что такое «укладка» велосипеда?

5. Какие колёса лучше: на 26″, либо на 29″?

6. Увлекательное видео «Спицовка колеса, как заспицевать колесо.»

Колеса имеют диаметр 1 метр, а диаметр 3 сантиметра, для чего? Все просто, колесо – это рычаг, а втулка – точка опоры. Чем большее отношение между диаметром колеса и диаметром оси, тем легче катить велосипед. Так, как в то время «деревянных велосипедов» уменьшение диаметра оси было невозможным, увеличивали внешний диаметр колеса. Благодаря этому при передвижении на велосипеде мы тратим так мало усилий. Ученые подсчитали, что это около 1,5 килограмма.

На современных велосипедах сила трения, которая возникает в системе «ось-втулка» устраняется практически полностью. Как? 97% данной силы устраняется за счет отношения диаметра колеса и диаметра втулки. В современных велосипедах — это отношение равно 43 (26» колесо/1,5 см втулка). Но это еще не все! Слава Богу, были придуманы подшипник качения и смазка, которые практически полностью убирают трение. Именно поэтому, если у Вашего велосипеда плохо крутятся колеса, не стоит менять их, просто нужно правильно подойти к вопросу регулировки колеса. Об этом мы поговорим чуть позже.

С осью мы разобрались.

А теперь поговорим о диаметре колес

В первой половине 19 века не было такого понятия, как постоянный размер колеса, или рамы. Использовались колеса от карет, или же конструировались отдельно, исходя из длинны ног заказчика. Так как в то время нужно было отталкиваться от земли ногами, сидя в седле.

Во второй половине этого же века начали выпускаться с педалями на переднем колесе. И для того, чтобы увеличить технические характеристики велосипеда, колеса в диаметре достигали 1,5 метра, а в оси появились бронзовые подшипники скольжения. Заднее колесо было меленьким, а весь вес велосипедиста переносился на переднее колесо. Благодаря всем вышеперечисленным факторам велосипед имел хороший накат, с легкостью разгонялся до 25 км/час. Переднее колесо было не только эффективным рычагом, который обеспечивал отличные ходовые качества, но и неким ! Дело в том, что чем больше диаметр колеса, тем меньше чувствуются выбоины, или брусчатка. Такие типы велосипедов назывались «пауки». Вроде бы велосипеды хорошие, но, почему, таких байков не выпускают сейчас? Есть ряд минусов, который не позволяет с комфортом использовать такой велосипед в современном стиле жизни. Первый минус, это первый плюс. То есть, то огромное переднее колесо, которое имеет много плюсов, и есть главным минусом! Большое колесо – большой момент инерции, большой момент инерции – больше сил нужно, чтобы разогнать велосипед. Но это еще не все. Такой велосипед был очень высоким, залезть на него самостоятельно было невозможно, а резко маневрировать, тем более.



И вот свершилось чудо! Практически в конце 19 века произошло изобретение цепной передачи! Необходимость большого переднего колесо попросту пропала, и весь мир вернулся к изготовлению велосипедов, с одинаковыми колесами. И тогда уже размеры колес были стандартизированы: 24, 26 и 27 дюймов в диаметре. И если сейчас 24 дюйма – это детский или городской велосипед, то раньше это были самые распространенные велосипеды, от прогулочных и до складных военных велосипедов.

Прошло столетие… Кардинальных изменений с диаметром не произошло. Размер 24” (это 60,96 сантиметра) применяется для комплектации подростковых, городских и, все чаще, экстремальных велосипедов. Об этом немного позже. А большие 28» колеса все также использовались на шоссе.

Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы больших колес

Прочность. Чем меньше диаметр колеса, тем оно прочнее, и наоборот. Именно поэтому в экстремальных дисциплинах используются маленькие колеса размером максимум 24″.

Момент инерции. Давайте вспомним велосипеды типа «паук». Нужно было приложить достаточно усилий, чтобы разогнать велосипед. Почему? Все дело в моменте инерции. Чем колесо больше, тем больше вредный момент инерции. Чистая физика. Велосипеды с маленькими колесами намного легче и быстрее разогнать, но накат у таких колес плохой, по сравнению с 28», и это уже не физика, а геометрия 🙂

Вес. Здесь все логично: чем колесо больше, тем оно тяжелее.

Проходимость. Чем меньше колесо, тем легче проходить большие колдобины, но ехать по песку и кочках намного приятнее и эффективнее на 29» колесах. Парадокс, но правда!

Клиренс. У велосипедов с маленькими колесами высота от каретки до земли небольшая, есть вероятность зацепиться педалями о землю, особенно, если неправильно расположить педали на вираже.

Доступность. Велосипеды с 24» колесами сейчас узко специализированы, это либо городские, либо экстремальные. Иными словами, Вы не найдете себе городской велосипед с дисковыми тормозами за доступную цену. Ведь на всех прогулочных велосипедах, у которых колесо 24», предусмотрены только ободные тормоза. Также выбор ободов, шпиц и покрышек на 24» весьма ограничен. Горькая правда жизни…. Но не расстраивайтесь, зато такие велосипеды очень компактны! О таких велосипедах читайте здесь.

С этим разобрались, а теперь поговорим о новых стандартах, которые задали для велосипедных колес.

Вы слышали о Гарри Фишере? Да, тот самый Гарри Фишер, который придумал в далеких 70-х годах 20-го столетия. А точнее, он доказал необходимость на таких велосипедах 26-ти дюймовых колес, и никаких иначе. Казалось бы вот, колесо достигло своей вершины идеала, и нужно усовершенствовать уже другие детали велосипеда, чем все и занялись. Но Гарри Фишер вскоре предлагает новый формат колес для МТВ — 29»! Новые уникальные разработки, супер технологии и идеальные технические характеристики – вот, что всех подкупило. Такие велосипеды были чем то новым. Но нет, это было старое колесо в 28», с посадочным диаметром обода 700с, и с одетой высокой резиной. Все чудеса… Жертвы маркетологов усильно доказывали, что это прорыв! А опытные ребята ничего не говорили, они просто дальше выигрывали соревнования по МТВ на 26 дюймовых колесах.

Но Гарри был настойчивым парнем, и хотел доказать всему миру, что новая разработка имеет свои плюсы. Он создал два идентичных велосипеда, единственное отличие, это 29» колесо на одном из них. По сути, вилка этого велосипеда была также модернизирована, соответственно, и задние перья были удлиненны, дабы стали новые 29» колеса, а точнее .

Данные велосипеды были переданы журналу MBA (Mountain Bike Action) для проведения теста. Результаты теста читайте дальше.

И, как всегда, излагать информацию мы будем по порядку.

Для начала, геометрия велосипеда с 29» колесами весьма специфична, и подойдет лучше «высокому всаднику». Также, такой велосипед весит на пол килограмма больше, нежели велосипед с колесами в 26», это из-за размера покрышек, колес и рамы. Кстати, геометрия нового типа велосипедов имеет значительный минус – это размер зазора между перьями шиной, который составляет 4 мм. Это очень мало, ведь у велосипеда с 26» колесами зазор 10 мм, что не есть очень много, но допустимо. Ведь на соревнованиях по МТВ много грязи, она будет забиваться между перьями и шиной, и потребуется больше усилий, дабы провернуть колесо. А трата лишних усилий на соревнованиях – это очень и очень плохо!

А знаете ли Вы что такое «укладка» велосипеда? Это расстояние, которое он проедет за один оборот шатунов на разных передачах. Так вот, разумеется, велосипед с 29» может пройти большее расстояние, чем 26». При передаче 22х34 расстояние больше на 4,3 см, а при передаче 44ч11 – 28,3 см.

Фэтбайк - велосипед вездеход

Фэтбайк (от англ. Fatbike), в дословном переводе - «толстый велосипед», получил свое название из-за очень широких колес, ширина шин которых от 3,8 до 4,5 дюймов. Несмотря на свою экзотичность и малую распространенность, велосипед достаточно популярен, благодаря своим уникальным ходовым качествам.

Большие колеса позволяют фэтбайку проехать практически по любой поверхности: камни, песок, болотистая местность, высокая трава или снег.

Немного истории

Фэтбайк был создан на Аляске Марком Грюнвальдом. Отсюда и основное назначение этого велосипеда - высокая проходимость по снегу. Марк так же является автором термина «fatbike». Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Особенности

По сути, фэтбайк - это тот же самый горный велосипед. Навесное оборудование - переключатели, тормоза, кассеты - абсолютно такие же. Но, давайте разберемся, что же в нем такого особенного, чего нет у других.

Всепроходность и универсальность этого вида транспорта достигается за счет использования различного давления в шинах - от 5 PSI (очень мягкие колеса), до 30 PSI (на ощупь «как камень»).

При низком давлении, колеса «поглощают» все неровности, как бы «растекаясь» по поверхности.

Но, такая езда имеет свои недостатки: крутить педали становится тяжелее, как и входить в поворот. Зато можно легко проехать там, где на других велосипедах этого сделать не получится.

Если же такая «сверхспособность» в данный момент не требуется, можно увеличить давление в шинах, и тогда колеса фэтбайка будут вести себя так же, как колеса обычного велосипеда, стандартной накачки.

Существуют односкоростные модели fatbike. Как правило, на этих велосипедах установлена жесткая вилка. С такими широкими колесами ехать очень мягко, поэтому в дополнительных амортизаторах нет особой необходимости.

Вес фэтбайка колеблется от 14 до 17 кг. Самое тяжелое в фэтбайке - это колеса. Резина весит 1300-1500 г, обода примерно по 1000 г, камера 450 г, ободная лента 140 г. Вместе со спицами, втулкой выходит примерно 3300 г на колесо. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного горного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды.

Что касается крыльев, именно для фэтвелосипедов, они не делаются. Можно сделать самому, распилив обычное крыло пополам и установив посередине проставку. Или использовать широкие ДХ крылья, как например SKS GRAND D.A.D. и SKS GRAND M.O.M.

Производители

Существует около 20-ти производителей таких велосипедов и комплектующих к ним. Некоторые из этих фирм занимаются индивидуальным изготовлением рам и вилок по размерам или чертежам заказчика.

Вот самые популярные из них.

Surly

Первая компания начавшая серийно производить фэтвелосипеды. Находится в США. Рамы изготавливаются исключительно из хромомолибдена, что обеспечивает высокую прочность и коррозионную стойкость. Не существует практически ни одного фэтбайка от других производителей, где бы ни встретилась хотя бы одна запчасть с логотипом Surly.

Salsa

Второй крупный производитель фэтбайков, имеет в своем арсенале 3 модели рам, две из алюминия — MUKLUK 2 и MUKLUK 3 и одну модель из титана — MUKLUK Ti. Этой маркой и Surly владеет одна компания — производитель покрышек Innova.

Fatback

Американский производитель, изготавливающий велосипеды хорошего качества.

США, Аляска. Изготавливает сами велосипеды и комплектующие к ним. Рамы делаются из алюминия, легки и прочны.

Sandman

Первый европейский производитель фэтбайков. Продукция со спортивным уклоном.

Фэтбайк в России

На российских просторах фэтбайки появились сравнительно недавно. Основными поставщиками и производителями, являются - Norco, Trek и .

Eltreco отличается от остальных тем, что цена на фэтбайки у них значительно ниже, по сравнению с другими производителями. Кроме того, в модельном ряде Эльтреко, есть и электрофэтбайки - абсолютно новое веяние среди велосипедов данного типа.

В последние годы, крупные поездки на фэтбайках в России проводятся всё чаще. В апреле 2013 года трое велосипедистов из Санкт-Петербурга с успехом проехали на фэтбайках 310 км по снегу вдоль чукотского побережья Северного Ледовитого океана.

Для спортсменов, выступающих на фэтбайках, проводятся соревнования, например "Pugsley World Championships" в городе Декора, штат Айова. Гонка проводится в феврале, на трассе покрытой снегом.


Итак, как мы видим, fatbike - это самостоятельный тип велосипеда. Его можно рассматривать как подтип горного, со своими специфическими особенностями конструкции и применения. Как было сказано на одном форуме - «всепогодный проводник для единения с природой».

Видео фэтбайка

Кто бы что ни говорил, а все-таки фэтбайк не совсем простой велосипед и даже на относительно ровной поверхности он требует усилий для передвижения на нем, не говоря уже об экстремальных ситуациях, когда его надо тащить на себе. Зато, фэтбайк всегда оставляет вам шанс продолжать ехать там, где нужно гарантировано нести на себе пресловутый простой байк. Все, что от вас требуется, чтобы даже в таких условиях получить удовольствие от езды на фэтбайке - переключить на нужную передачу, которая обеспечит такую возможность.

Первое упоминание о велосипеде с широкими шинами и толстыми колесами встречается в 1932 году, когда в американской газете в серии «Странно, но правда» появилось изображение велосипеда с увеличенными покрышками. Люди сочли столь нестандартное творение шуткой, поэтому картинку благополучно посмотрели и забыли, а признание пришло к «толстяку» лишь в начале 90х годов. Если ты живешь на Аляске, то у тебя два варианта: забыть, что такое велосипед, или поступить как страстный велолюбитель Марк Грюнвальд, который растянул трехдюймовые покрышки до ширины 3,5 дюймов, тем самым создав первый в мире fatbike.

Фэтбайк (fatbike) - это велосипед с большими и широкими колесами . Появившийся с целью преодолевать заснеженные непроходимые дороги Аляски, он показал себя в успешном покорении и других препятствий. Байк закрепился на велорынке как всесезонный, всерельефный и универсальный. В отличие от 90х годов, сейчас обладатели велосипедов с широкими колесами встречаются в каждой стране.

Плюсы и минусы фэтбайка

Фэтбайк – своеобразный велосипед, который относится к отдельной нише двухколесного транспорта. Разумеется, у него есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества фэтбайка перед другими велосипедами в его всесезонности и возможности покорять любые препятствия. Впечатляющий внешний вид – дополнительно преимущество, свойственное для моделей Electra. Давление в камере fatbike держится в пределах от 0,2 атмосфер до 2 атмосфер, что позволяет ему проехать там, где другой велосипед встанет. Огромные шины создают ощущение того, что вы плывете над асфальтом. На велосипеде с большими колесами и толстыми покрышками можно преодолеть снежные препятствия, песок, грязь, высокую траву. Он устойчив и стабилен, вибрации на асфальте совсем не чувствуются. Низкое давление в колесах играет роль амортизатора и увеличивает сцепление с дорогой, неровности гасятся, езда даже по бездорожью становится комфортнее и безопаснее. Велосипед-фэтбайк имеет особую ценность для велолюбителей, которые не готовы отказываться от катания в несезонное время.

Помимо технических характеристик, фэтбайк приковывает взгляды своим внушительным видом. Не каждый обладатель fatbike знает о его преимуществах перед другими городскими велосипедами, но каждый гордится своим мощным двухколесным другом и ловит завистливые взгляды. С 2000х годов популярность фэтбайков достигла небывалого размаха.

Из недостатков у фэтбайка можно выделить скорость и вес. Низкое камерное давление замедляет ход велосипеда и уменьшает накат, поэтому разогнаться на нем достаточно сложно. Усилий при вращении педалей нужно больше, усталость на fat bikes чувствуется раньше, чем на обычных велосипедах. В сухом остатке мы имеем повышенную проходимость в ущерб скорости и накату.

Как правильно выбрать фэтбайк?

Несмотря на изначальную нацеленность велосипеда с большими колесами на преодоление препятствий, сейчас на велорынке большой выбор горных, экстремальных, гоночных и туристических «толстых» велосипедов. В редких случаях встречаются даже электрифицированные модели. Тем не менее, несмотря на большой выбор почти все фэты похожи друг на друга.

Вилка у Fatbike бывает «жесткого» и «мягкого типа». Низкое давление в камерах таких велосипедов берет на себя функцию амортизации и хорошо справляется с неровной поверхностью, поэтому выбор вилки зависит от предпочтений будущего владельца и типа катания.

Жесткая вилка велосипеда с большими колесами справится с препятствиями городских и песчаных дорог, позволит комфортно проехать по песку и снегу, не повредив покрышки. Мягкая амортизационная вилка повышает сопротивляемость велосипеда неровностях и помехам, позволяя преодолевать сложные поверхности и бездорожье.

Самый лучший fatbike от Electra



Фэтбайк LUX FAT TIRE от Electra – это сочетание комфортного прогулочного круизера и толстых надежных покрышек 26х3,5 дюймов. Он явно выделяется среди скучных горных фэтбайков: широкое удобное седло, лунообразный руль, который сам тянется к вам, дисковый тормоз , нержавеющие спицы, стоит ли говорить про запатентованную систему Flat Foot? Ровная спина, широкий угол обзора, расслабленные мышцы. Велосипед на фото – фэтбайк от Electra. Абсолютный черный цвет! Никаких сложностей в управлении и комфорт на дороге. Зачем выбирать между горным вездеходом и удобным круизером, если есть фэтбайки для взрослых Cruiser Lux Fat Tire? Выбрать понадобится только количество скоростей, в линейке представлена односкоростная и семискоростная модель на кассетной системе переключения. Внушает доверие одним видом и полностью подстраивается под вас!