Что такое редуктор заднего моста, принцип работы. Причины гула редуктора заднего моста

После эксплуатации в сложных условиях (плохое дорожное покрытие, поездки с прицепом) может понадобится регулировка редуктора заднего моста или его ремонт. Неисправность проявляется в гуле, который появляется при движении со скоростью более 30 километров в час.

За исправностью редуктора следует постоянно следить, так как его поломка может вывести из строя карданный вал. Кроме того, надо постоянно следить за трансмиссионным маслом и регулярно его менять. В статье я расскажу, как устроен редуктор, как правильно сделать его диагностику, регулировку и ремонт.

Чем лучше колесо, тем выше круговая скорость, но и значительно дороже. Изношенное колесо снижает эффективность, обычно около 85%. Выбор редуктора для передач - от прессованной бумаги до закаленной древесины, силона, пластмассы, латуни, чугуна до стали. Мы не строим коробку передач из прессованной бумаги, чугун также не проходит, поэтому используется сталь. 12 и выше. Азотирующие стали используются для беззубой шлифовки, проблема заключается в очень тонком слое азотирования и полученной половинной нагрузке.

В любом случае правильный выбор материала колеса и вала очень важен для срока службы и срока службы коробки передач. Выбор коэффициента загрузки. На редукторах есть одно направление деформации, поэтому коэффициенты ниже, чем, например, на моторном стержне. Для значений коэффициентов используются коэффициенты более 1, 7; при давлениях, превышающих 1, коробка передач длится в течение короткого периода в 1, 7 раза выше номинальной нагрузки. Коробки передач на тяжелых станциях, где часто происходят большие перегрузки, имеют еще более высокие коэффициенты.

Редуктор заднего моста участвует в передаче мощности двигателя колесам. Основными узлами редуктора считаются: главная передача (ГП) и межколесный дифференциал. С помощью редуктора меняется скорость вращения при передаче усилия от устройства к устройству. Конструкция редуктора почти не отличается для разных транспортных средств.

Большие валы не являются проблемой, несущая способность решается их большей шириной. Вопрос в том, достаточно ли места для муфт синхронизации. По этой причине, для гоночных автомобилей, используемых без смещения синхронизации, синхронные кольца занимают много места, и их отсутствие может быть в дополнении к увеличению несущей способности добавляемой к тому же шасси и другому оборудованию, и, таким образом, имеет коробку передач вместо пяти и шестиступенчатого. Сортировка довольно грубая по зубам, а потому, что коробка передач находится под постоянным контролем, а части в основном меняются перед каждой гонкой, нет проблем.

Редуктор состоит из следующих деталей:

  • ведущей и ведомой шестеренок;
  • штифта направления;
  • сальников;
  • барабана;
  • подшипников и их креплений;
  • стопорной пластины;
  • сапуна;
  • хвостовика и многих других деталей.

Главная передача состоит из 2-х шестеренок: ведущей и ведомой. Благодаря тому, что они находятся в гипоидном зацеплении, зубья шестеренок имеют хорошее продольное скольжение. Таким образом продлевается срок службы и уменьшается шум при работе редуктора. Мощность двигателя передается сначала ведущей, а потом ведомой шестеренке. Благодаря этой паре меняется величина момента и его направление.

Подшипники - Роликовые подшипники используются исключительно для подшипников вала, в зависимости от типа шарика и, при наличии, углового контакта, шарикового ролика и большинства конических. Шарикоподшипники способны передавать даже небольшие осевые силы с угловым контактом и достаточно выраженными. Роликовые подшипники могут загружаться только радиально и поэтому не подходят, когда требуется зазор или где аксиальные силы генерируются непосредственно из-за эффектов возникающих поперечных сил. Конические роликовые подшипники могут захватывать как радиальные, так и осевые силы и осевое перемещение валов посредством соответствующей предварительной нагрузки или зазора.

ГП может быть одинарной и двойной. Она служит для передачи крутящегося момента двигателя колесам. Двойные передачи разделяются на центральные и разнесенные. В двойных основная нагрузка ложится на элементы системы, они обладают большим передаточным числом и имеют простую конструкцию. Благодаря разнесенным передачам возможно увеличить дорожный просвет, но они имеют более сложную конструкцию, при этом они более компактные и эффективные.

Конические роликовые подшипники необходимы, когда ведущий вал находится на конце конвейерной шестерни с конической шестерней, положение которой должно быть точно выровнено с ведомым колесом постоянной шестерни. Колеса, которые свободно установлены на подшипниках вала скольжение, так как скольжение не передает никакой силы, так что магазин обычно достаточно, отверстие вала иногда всплытия без прокладки подшипника металла. Это требование является достаточным количеством масла, для которого в корпусе сформировано колесо смазочной канавки.

Одинарная передача может быть:

  1. цилиндрической. При этом шестерни находятся в одной плоскости, имеют максимальный КПД;
  2. гипоидной. Она имеет небольшой вес, меньшие габаритные размеры и средний КПД;
  3. конической. При этом шестерни расположены перпендикулярно друг другу, поэтому конструкция занимает много места. Имеет высокий КПД;
  4. червячной. Компактна, бесшумно работает, но обладает самым низким КПД.

Наиболее распространенной является гипоидная передача. При более близком рассмотрении этой шестеренки можно видеть, что ее зубья расположены под небольшим углом друг другу. Благодаря этому на зубья приходится меньшая нагрузка и обеспечивается бесшумность и плавность работы.

Корпус коробки передач - в настоящее время в основном используются алюминиевые сплавы, для этого процесса используются магниевые сплавы, титан, который характеризуется высокой прочностью и низкой удельной массой, но очень дорог в производстве, и мы не встречаем его в серийном производстве. Чугун используется исключительно, в основном для редукторов грузовых автомобилей или стационарных редукторов. Шкаф должен быть как можно более жестким, чтобы не пересекать валы в коробке передач, что приведет к значительному износу зубчатых колес, поэтому он очень ребристый.

Межколесный дифференциал работает в паре с главной передачей. В него входит ведомая шестерня, шестерни полуосей и шестерни сателлитов. Через ведомую шестерню мощность двигателя передается полуосям, которые передают ее колесам. Таким образом, дифференциал служит для распределения мощности между полуосями, позволяя им крутиться с разной скоростью при изменении направления движения. Этот принцип применен на автомобилях с задним приводом. Такая конструкция показала надежность и способность работать в самых трудных условиях.

Корпус часто рассматривается как соединение с крышкой сцепления, а также оснащен триггерным фланцем. Конструкция шкафа отличается для двухвальных и трехвальных редукторов. Двухвальные редукторы имеют трехсекционный корпус, плоскость расщепления находится на оси валов, два вала вставляются в одну половину корпуса, а другая закрывается, противоположная сторона муфты закрыта другой частью, которая включает в себя шестерню для спидометра, а иногда и механизм переключения. Если следующая шестерня добавляется, промежуточный корпус вставляется между зажатыми полуоболочками и задней крышкой.

Диагностика и регулировка/ремонт

Редуктор заднего моста испытывает самую большую нагрузку, поэтому от должен быть правильно собран и не иметь никаких дефектов. Только в этом случае он прослужит достаточно долго. Срок службы редуктора зависит от ухода за ним, а также от регулировки редуктора заднего моста.

Основанием для диагностики редуктора заднего моста является появившийся шум сзади автомобиля. Это может быть признаком износа устройства. Если появляется гул, то это говорит о том, что редуктор пришел в негодность и требует капитального ремонта, при котором придется поменять почти все детали. Чтобы не допускать этого состояния, надо вовремя делать диагностику при малейшем шуме.

Трехвальные редукторы часто имеют закрытый корпус, где собранные валы выталкиваются сбоку, а корпус закрыт фланцем муфты, а сзади - с помощью крепления на валу, которое также включает привод для спидометра. Шкафы также являются держателями для механизма управления муфтой. Масло заполняется указанным отверстием или для редукторов с заполнением жизненного цикла через отверстие после снятия спидометра выпуск осуществляется через отверстие в самой нижней точке коробки передач, которая закрыта резьбовой пробкой.

Уплотнение этих пробок либо с алюминиевым кольцом, либо без конического уплотнения. Более новая конструкция редукторов не имеет сливного отверстия, замена масла не ожидается до конца срока службы автомобиля. В случае отказа коробки передач масло всасывается или разгружается при демонтаже из автомобиля через отверстие на шарнирном валу или при снятии шкафа из цеха.

Как правило, различные виды шумов появляются при определенных скоростях. По каждому виду шума можно определить, какие отклонения и с какими деталями или узлами они связаны. При появлении шума в заднем мосту следует проверить состояние ведущего моста и редуктора при разных режимах движения: движение с места, ускорение, движение на малых скоростях и др. Шумы при проведении таких испытаний можно разделить на следующие виды:

Для классификации отдельных этапов необходимо уравнять скорость вала и колес данной скорости, в противном случае невозможно плавно и без шума. Как правило, при смещении необходимо ждать, пока шестерни редуктора не уменьшат скорость соответствующего вала, так что периферийные скорости шестеренок зубчатого колеса будут одинаковыми. Чтобы не дождаться так долго, это помогает включить сцепление, что также уменьшает вес коробки передач благодаря более быстрому замедлению работы двигателя. При смещении вниз эти массы необходимо поворачивать на более высокую скорость, что достигается с помощью так называемого двойного смещения муфты и использования промежуточного охладителя.

  • непрерывный шум со стороны задних колес;
  • шум при разгоне автомобиля;
  • шум при торможении (замедленном движении);
  • шум, возникающий на поворотах.

Проведя диагностику с помощью смены режимов движения можно установить причину неполадок и примерно составить объем ремонтных работ.

Правильная оценка размера «мезиплю» делает людей с небольшими техническими проблемами и синхронизацией. Торможение и ускорение колес обеспечивается фрикционной муфтой, которая вступает в действие при перемещении. Эта муфта выполнена как сужающаяся для увеличения самоблокирующегося эффекта. Конус обладает тем свойством, что при большем давлении, когда внешний конус входит в зацепление с внутренним конусом, трение между коническими поверхностями увеличивается больше, чем в случае сопоставимой силы на плоских поверхностях.

Половина фрикционной муфты вместе с зубчатой ​​муфтой и блокировкой шара образуют синхронизационную муфту. Фрикционная поверхность кольца имеет канавку для лучшего слива масла из вкладыша, в противном случае масляная пленка предотвращает надлежащую синхронизацию. Синхронизационная муфта состоит из кольца с фрикционным кольцом, выполненным из специальной латуни, переносных гильз и шариковых предохранителей. Шаровые предохранители обычно используются тремя равномерно распределенными вокруг цепи сцепления.

Если редуктор вышел из строя, то есть два пути решения проблемы: заменить полностью агрегат или найти неисправную деталь и заменить ее. Для выполнения процедуры замены понадобится стандартный набор инструментов. В первую очередь из корпуса агрегата надо слить масло. Для этого откручивается сливная пробка в нижней части заднего моста. Далее снимаются задние колеса, тормозные барабаны, колодки. С помощью торцевого ключа откручиваются крепления полуосей. Затем демонтируются полуоси.

Каждая шестерня имеет боковую шестерню с другой половиной фрикционной муфты, в которую входит зубчатое колесо синхронизирующей муфты. Синхронная муфта скользит по оси на оси, вал прорезан и не может вращаться на валу. Смещение синхронизационной муфты решается вилкой, которая вставляется в выемку на цепи сцепления. Индивидуальные колеса скорости на одном и том же валу свободно вращаются, но осевое перемещение невозможно.

Переключение передач выглядит следующим образом. 1-я передача - синхронизационная муфта находится между двумя передачами и поэтому не задействована ни с одним колесом, никакая передача не включена. Это делает синхронизационную муфту удерживаемой в указанном положении, а шестерни не в фокусе.

При демонтаже карданного вала есть некоторые особенности. Перед откручиванием болтов, удерживающих вал, надо отметить положение фланца кардана и фланца редуктора относительно друг друга, чтобы правильно их установить при обратной сборке для исключения дисбаланса. Гайки при сборке надо будет заменить на новые, чтобы они не ослабли и не оборвался карданный вал при движении автомобиля.

Рис. 16 Классический дизайн синхронизационной муфты. Проблема этой компоновки находится в смещении скорости. Если мы хотим быстро ранжировать, мы увеличиваем давление на рычаг переключения передач, что приводит к более раннему преодолению сопротивления плавкого предохранителя шарика, а зацепление происходит до того, как частота вращения будет равна уровню. Выравнивание является шумным и создает зубцы синхронизирующей муфты и колес. По этой причине синхронизация была закреплена, когда зубчатое кольцо перемещается вверх до передачи шестерни и вала.

Теперь с помощью торцевым ключом откручиваются болты, которыми редуктор крепится к мосту. После всех этих процедур можно снимать старый агрегат и на его место ставить новый, либо отремонтированный и можно регулировать редуктор. Сборку надо выполнять строго в обратном порядке. Масло следует залить новое.

Регулировка редуктора заднего моста выполняется при появлении гула в задних колесах. Причиной появления гула могут быть постоянные нагрузки на автомобиль или механические повреждения. Начинать следует с визуального осмотра деталей. С машины снимаются подшипники, сальники, сателлиты, фланцы и оси. Все детали надо промыть в керосине и сделать визуальный осмотр. Если обнаружено повреждение даже одного зубца, деталь надо менять на новую.

Фрикционное кольцо 7 выполнено в виде отдельной детали, поэтому оно свободно вращается на валу. Его вращение предотвращается выступающим зубом 4 в зубчатом кольце 6, которое поддерживается листовой пружиной 3, которая заменяет шаровой клапан. Проецирование зуба имеет скос и фрикционное кольцо поворачивается против зубов в муфте 5 и, таким образом, предотвращает смещение зубчатого колеса зубчатого венца, когда давление на кольце рычага трения начинает тормозить скорость переключения передач, то сила, таким образом, создается толкает еще боковую пружину и тем самым позволяет его вращение, это происходит после того, как стопорное кольцо на конической поверхности зубчатого колеса, имеющего силу пластинчатой ​​пружины, чтобы выровнять все зубы в одной плоскости, этот момент будет двигаться сцепление колесо расположено.

После осмотра и замены деталей собирается редуктор. Сначала устанавливается ведущая шестерня с регулировочной шайбой, распорной втулкой, подшипниками и фланцем. Для затягивания гайки используется специальный ключ со встроенным динамометром. Гайку надо затягивать на 1 Ньютон. Далее в корпус дифференциала устанавливается ведомая шестерня и затягиваются болты. Теперь необходимо отрегулировать люфт. Когда все установлено, гайки следует затянуть до минимума. Далее проворачивается ведомая, затем проверяем ее на наличие небольшого люфта. Он необходим в качестве запаса, когда разогреется редуктор, чтобы во время движения ничего не лопнуло.

Синхронная работа не зависит от давления на рычаге переключения передач, тем больше давление будет обеспечивать более быструю и менее бесшумную посадку. Рис. 17 Обеспеченная синхронизация. Если мы хотим уменьшить рулевое усилие при перемещении при сохранении скорости переключения передач, вам необходимо увеличить поверхность фрикционной муфты. Простое увеличение поверхности конуса также увеличит осевые размеры синхронизирующего устройства, что нежелательно. По этой причине двойная синхронизация используется с двумя фрикционными кольцами разных диаметров, расположенными друг над другом, включая другое фрикционное кольцо.


На всех автомобилях ВАЗ, которые относятся к категории «классики», предусмотрен задний привод. Это значит, что машина приводится в движение, с помощью заднего моста (именно он и является ведущим). При этом, главным узлом трансмиссии «классики» является редуктор заднего моста, в котором и расположена главная передача.

Осевой размер синхронизационной муфты не изменяется. Удвоение поверхности приводит к половине контрольных сил, удваивая эффект синхронизации. Рис. 18 Синхронизационная муфта с двумя фрикционными кольцами. Его преимущества - небольшие размеры, то есть низкий вес и очень быстрое смещение. Вся муфта выглядит отчетливо отличной от обычно используемых муфт. Он состоит из сердечника с тремя носами, на котором установлена ​​передаточная гильза зубчатой ​​муфты. Зубы имеют измененную форму, их бедра сужаются.

Кольцо муфты конуса трения обрезается и прикрепляется к зубчатой ​​передаче, имеющей зуб, который предотвращает вращение кольца. Эластичное кольцо предотвращает его выпадение. Эффект сервопривода такой же, как и в барабанной тормозной колодке. Небольшая выемка в середине ширины зубьев сдвижной гильзы обеспечивает блокировку зубчатого колеса из-за эластичности кольца. Сервоэффект расколотого кольца очень эффективен, и для быстрого переключения требуется лишь небольшая сила, он может быть невероятно быстрым.

Распространенный признак неисправности редуктора - появление гула во время движения. Последствием проблемы может стать полное обездвиживание транспортного средства, с необходимостью его буксировки. Такой параметр, как скорость машины, также зависит от редуктора заднего моста. Чем ниже передаточное число основной пары, тем быстрее перемещается авто.

Но повышенная скорость - также плохо, ведь она дает дополнительную нагрузку на трансмиссию и двигатель. Следовательно, при снятии редуктора заднего моста и его последующей замене (смотрите видео ниже) , должны быть учтены два параметра - объем ДВС и его мощность. Выбор и установка устройства рекомендуется производить с учетом характеристик автомобиля.

Устройство редуктора

Перед тем, как снять редуктор заднего моста, разберитесь с его конструктивными особенностями. В автомобилях ВАЗ, рассматриваемый узел стоит из следующих деталей:

  • Фланца, который крепится на хвостовике (ведущей шестеренке) редуктора. По сути, это «посредник» между шестерней и карданным валом.
  • Ведомой шестеренки (второе название - «планетарка»). Деталь работает вместе с ведущей шестерней (находится с ней в зацеплении). Именно эти две детали (ведомая и ведущая шестерня) формируют главную передачу машины.
  • Межосевой дифференциал. С его помощью, задние колеса вращаются с различной угловой скоростью.
  • Хвостовик (ведущая шестерня) главной пары. С одного из краев этой детали предусмотрены шлицы, предназначенные для запрессовки фланца. На противоположном крае, установлена коническая шестерня, с небольшим числом зубьев.

Конструкция дифференциала простая, и разобраться с ней труда не составит. Главные элементы - две шестерни полуоси, два сателлита и «палец» сателлитов. Вращение передается от редуктора к полуосям, а далее - к колесам, которые на них закреплены.

Причины гула редуктора заднего моста

Как правило, снятие редуктора заднего моста - вынужденная мера, вызванная появлением гула устройства во время работы. Причин такой проблемы может быть несколько:

  • Дефицит или отсутствие масла в заднем мосту.
  • Нарушение зазора между шестеренками главной пары (Как отрегулировать редуктор заднего моста).
  • Ослабление или откручивание фиксирующей гайки на хвостовике.
  • Износ шестеренок (появление сколов, выбоин или других повреждений).
  • Заводской брак главной пары. Бывают ситуации, когда шестерни на заводе не были нормально притерты.
  • Износ подшипников.

Распространенная проблема, связанная с межосевым дифференциалом - износ сателлитов или шестеренок полуосей. Как следствие этого, между шестернями возникает люфт. Но особенность в том, что, при обычном износе дифференциальных шестеренок, шум не появляется.

Процесс снятия редуктора

Теперь рассмотрим наиболее важный вопрос - как снять редуктор заднего моста. Одним из главных преимуществ автомобилей ВАЗ («классики») является ремонтопригодность большей части узлов. Не исключением является и редуктор, который реально отремонтировать.

Исключение составляют случаи, когда шестерни узла износились, и уже не способны выполнять свои функции. Единственный выход в такой ситуации - снятие редуктора заднего моста и установка нового устройства.

Замена редуктора на ВАЗ-2107 производится так:

  1. Загоните машину на подходящее для ремонта место (оптимальный вариант - яма или эстакада). Учтите, что работать в положении, когда машина находится на земле, крайне неудобно.
  2. Если ремонт производится на яме, поддомкратьте транспортное средство с двух сторон, а далее снимите колеса с задней оси. Если вы работаете с применением подъемника, слева и справа задней части машины ставьте упоры.
  3. Выкрутите пробку для слива масла в редукторе, после чего дождитесь полного слива масла из узла. Перед выкручиванием пробки, подставьте пустую емкость.
  4. Демонтируйте барабаны тормозной системы на задних колесах (удерживаются, с помощью пары болтов-направляющих, с двух сторон). До выполнения этой работы снимите машину с ручного тормоза. Если барабаны не удается снять сразу, постучите по ним молотком, помогая себе деревянным бруском. Использовать металлический молоток запрещено - высок риск расколоть барабан.
  5. Демонтируйте тормозные колодки, после чего скрутите по четыре крепежных болта на полуосях заднего моста, с левой и с правой стороны.
  6. Сделайте выпрессовку полуосей, для чего используйте специальный съемник. Если такого устройства нет, сделайте подходящий инструмент самостоятельно.
  7. Выкрутите четыре болта и гайки, после чего демонтируйте карданный вал. Если вы планируете вернуть на место тот же редуктор, то предварительно пометьте кардан с хвостовиком. Это делается с той целью, чтобы безошибочно установить вал на прежнюю позицию. Если же поставить вал без учета меток, то высок риск появления вибраций, во время его вращения.
  8. Выкрутите четыре пары крепежных болтов, удерживающих задний редуктор (используйте ключ на «тринадцать»). После этого снимите устройство.

Теперь вы знаете, как снять редуктор заднего моста. Далее остается принять решение - делать ремонт узла или же установить, вместо него, новый редуктор.

Видео: Как заменить редуктор заднего моста на ВАЗ 2101 - 2107

Если видео не показывает, обновите страницу или

Как лучше поступить - делать ремонт или замену?

Владельцы «классики» часто не могут принять решение, что лучше - приобрести новый редуктор и поменять его в комплексе, или же купить отдельные детали и выполнить ремонт устройства. И действительно, вопрос далеко не из легких. Стоимость нового редуктора в сборе выше, но зато автовладелец избегает сложностей с регулировкой узла. Проблема усложняется и тем, что найти хорошего мастера, умеющего работать с редукторами «ВАЗ», не так легко. Кроме того, нет гарантий, что, после ремонта, главная пара не загудит снова.

Если же автовладелец решается на снятие редуктора заднего моста и установку нового узла, то в случае неисправности детали, ее можно заменить по гарантии. Единственные потери, в этом случае - средства, заплаченные за снятие и установку редуктора. Если же купить главную пару с браком, ремонт обходится дороже. Это связано с необходимостью платить деньги за повторную переборку редуктора.