Винт натяжения цепи велосипеда. Классификация оборудования Shimano для велосипедов

Переключатели скоростей на велосипедах модели Shinamo только на первый взгляд кажутся довольно сложным механизмом, а на само деле это очень простая конструкция. Они переключаются при помощи ослабления или натяжения тросика. По сути дела, регулировка переключателя скоростей на велосипеде Shinamo может быть выполнены каждым. Для этого не требуется ни специальных навыков, ни знаний. Давайте подробнее рассмотрим, как лучше настраивать этот механизм.

Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда Shinamo

Вначале настраивают задний переключатель. Для этого потребуется:

  • Итак, приступим, для начала я рекомендую снять цепь. Это не обязательно, но без цепи гораздо удобнее определять контрольные точки High и Low. Далее, освободите трос передачи, открутив винт А на картинке ниже. Теперь закрутите до упора по часовой стрелке крутилку В.
  • Прощелкайте манеткой задней передачи (шифтер на руле справа) до самой высокой передачи (обычно рычажок для указательного пальца). Теперь возьмите в руки крестовую отвертку и найдите регулировочный винт Н сзади переключателя.
  • Вращая этот винт, нужно выровнять направляющий ролик в одной плоскости с самой маленькой звездочкой кассеты. Здесь есть небольшая хитрость: если переключатель не новый и у него уже есть люфты, то иногда бывает нужно выставить ролик не идеально по линии, а сместить его буквально на волосок вправо (если смотреть сверху сзади).
  • Следующий этап: нажимаем на корпус переключателя, чтобы, преодолев натяжение пружины, выдвинуть его, насколько возможно по направлению к втулке. Удерживая переклюк в этом положении, крестовой отверткой и винтом L выравниваем плоскость ролика с самой большой звездой кассеты.
  • Опять-таки, если у вас уже были проблемы с настройкой переключения, то сместите ролик чуть-чуть в сторону спиц. Но подчеркиваю - это на самом деле должно быть чуть-чуть. Иногда, идеально выровненному переключателю не хватает именно этой малости, чтобы забросить цепь на самую дальнюю звезду.
  • Теперь, когда у нас выставлены контрольные точки High и Low, возвращаем цепь на место. Затем, руками, без плоскогубцев, выбираем слабину троса и затягиваем винт А. Заметьте, что тросик должен встать в канавку шайбы этого винта.
  • После того, как винт без фанатизма закручен, включите вторую передачу манеткой на руле и вращая педали, начинайте откручивать против часовой стрелки крутилку В. В данной ситуации очень хороша ремонтная стойка или хотя бы подставка под заднее колесо. Если этого нет, то можно надеть велосипед рамой на гладильную доску. Ну или, в крайнем случае воспользоваться помощью друга.
  • Вращайте педали и крутилку до тех пор, пока цепь не перескочит на вторую звезду. Всё, что осталось, это довести переключение до идеала. Для этого просто перещелкивайтесь с первой на вторую звезду и обратно, и продолжая играть крутилкой по нескольку щелчков вперед-назад, добейтесь четкого переключения

Вот в принципе и всё – «операция» по настройке выполнена. Такую настройку осуществить совершенно несложно и можно справиться с ней самостоятельно не прибегая к помощи специалистов.

Как настраивать передний переключатель?


Проделать эту «операцию» ещё проще, чем предыдущую. Начинать следует с крепления переключателя. Для этого цепь приводят в исходное положение, установив ее на самую большую звездочку. Далее происходит регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда Shinamo:

  • вначале нужно выставить скорость минимум и ослабить натяжение тросика, вращая винт до тех пор, пока не появится зазор в один миллиметр между рамой и переключателем;
  • затем нужно закрепить приводной трос. Для этого одной рукой его хорошо натянуть, а другой закрепить при помощи винта, проследив, чтобы он отлично лёг в канавку шайбы;
  • после этого необходимо перевести положение цепи, закрепив её на маленькой звезде, а сзади велосипеда – на большой.

После проделанных операций, следует проверить, как будет работать велосипед на ходу, а переключатель соответственно под нагрузкой. Если всё в порядке и регулировка переднего переключателя скоростей велосипеда Shinamo произошла удачно, то цепь будет совершать свободные переходы от звезды к звезде, а также во время езды никак не задевать раму байка. Если этого не происходит, то нужно натянуть или наоборот ослабить тросик в зависимости от ситуации.

Возможные проблемы

Бывает и такое, что вроде бы регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда Shinamo, а том числе и переднего произошла успешно, но цепь всё равно при сильном кручении педалей проскакивает. Это может означать только одно, что на уже неисправна, и её нужно незамедлительно менять, чтобы избежать падений и аварийных ситуаций на дороге. В том случае, если цепь не менялась длительный период времени, то есть такая вероятность, что замене также подлежат звёзды и кассета, так как износ одного механизма быстро может приводить к неисправности других деталей велосипеда.

Проблема может возникнуть и с другими скоростями. Чаще всего причина неисправности – механическое повреждение тросика. Проверьте его на повреждения и при необходимости замените на новый, починке деталь не поддается. Проблема может быть в петухе, поэтому его тоже следует осмотреть. Если переключатель скоростей вообще не работает, значит смело покупайте новый трос.

Ещё одним важным моментом кроме регулировки переключателя скоростей на велосипеде Shinamo, является цепь. Она должна быть четко подогнана под размер звездочек переключения скоростей: провисание или перекос приведут к быстрому износу детали. Кроме того, это чревато травматизмом, ослабленная цепь легко слетает во время езды, что делает велосипед неуправляемым.
Помните, чтобы велосипед работал идеально, нужно следить за ним постоянно и периодически проводит полный осмотр всех деталей. Это не только позволит избежать поломки в дороге, но и существенно сэкономит ваши средства. Починить всегда дешевле, чем купить новое.

Такое как:

  • Трансмиссия - шатуны, кассета, передний и задний переключатели, цепи, манетки;
  • Колеса - обода, втулки, спицы, покрышки;
  • Подвеска - амортизационные вилки, задние амортизаторы;
  • Тормозные системы и т.д.

Есть много компаний производящих различные компоненты велосипедов, но самыми крупными по объему производства и распространению в мире являются: американская компания SRAM и японская Shimano.

Все оборудование квалифицируется по уровням, от которых зависит качество и цена компонента. Для обычной езды по городу и пересеченной местности вполне подойдет оборудование начального и среднего уровня, нет необходимости гнаться сразу за профессиональными, дорогостоящими компонентами, их стоит покупать только тогда, когда вы уверены что оно вам необходимо.

Японская компания Shimano вероятно является самым популярным производителем велосипедного оборудования. Она производит огромное разнообразие различных компонентов от подшипников до переключателей, а также любого уровня от любительского, до профессионального.

В первую очередь оборудование разделяется на четыре типа, в зависимости от :

  1. Горный велосипед
  2. Туристский велосипед
  3. Городской туристский/Comfort
  4. Шоссейный велосипед

Классификация уровней оборудования Shimano

Оборудование Shimano для горных велосипедов

  • Shimano Tourney - этот тип оборудования создан для велосипедов начального уровня, подходит для городской езды по асфальту, не подходит для интенсивного катания по пересеченной местности. Одно из первых типов оборудования Shimano, обычно имеют 18-21 скорость.
  • Shimano Altus - тоже начальный тип оборудования. На велосипедах с этим оборудованием можно кататься по городу и небольшому бездорожью. Имеет 21-24 скорость.
  • Shimano Acera - этот тип оборудования позиционируют как начального и среднего уровня. Подходит для езды по городу и небольшому бездорожью, но на бездорожье можно чувствовать себя уже более уверено. Обычно на велосипедах с таким оборудованием 24-27 скоростей.
  • Shimano Alivio - это оборудование среднего уровня, имеет достаточно хорошее качество и достаточно низкую цену. Некоторые компоненты по характеристикам являются практически копией оборудования Deore, однако дешевле его. Велосипеды с таким оборудованием подходят для езды по городу и бездорожью, обычно имеют 24-27 скоростей.
  • Shimano Deore - оборудование хорошего среднего уровня. Это оборудование подходит велосипедистам которые много катаются на велосипеде, но не занимаются велоспортом профессионально. В отличии от оборудования более высокого уровня имеет больший вес. Подходит для катания по городу и бездорожью. Обычно велосипеды с этим типом имеют 24-27 скоростей.
  • SLX - тип оборудования высокого уровня. Предназначен для езды по пересеченной и горной местности, где главное не скорость, а качество. Основными критериями этого оборудования являются: качество работы, приемлемый вес и надежность. Велосипеды с этим типом имеют 27 скоростей.
  • Shimano Deore XT - оборудование профессионального уровня, соответственно у него высокая цена. У этого типа оборудования небольшой вес и размер, при разработке использовались современные технологии Shimano. Велосипеды с этим оборудованием имеют 27 скоростей и на них можно участвовать в разнообразных соревнованиях, например в кросс-кантри или марафонах по горным тропам.
  • Shimano Saint - также является профессиональным типом оборудования. Создан для экстремальных нагрузок: Down Hill, фрирайд. Компоненты этого уровня имеют большую стоимость, но и большую прочность и надежность.
  • Shimano XTR - самый высокий и дорогой уровень оборудования устанавливаемый на горные велосипеды. Создан для профессиональных спортсменов, помогает достичь максимальных результатов. У этих компонентов минимальный вес и максимальные характеристики.

Оборудование Shimano для туристических велосипедов

  • Shimano Deore - является аналогом оборудования для горных велосипедов, но отличается в назначении. Например существуют серии под ободные тормоза.
  • Shimano Deore LX - оборудование этого типа отличается хорошим весом и приятным дизайном. Этот уровень является визитной карточкой туристической линейки и имеет необходимую надежность.
  • Shimano Deore XT - также является аналогом оборудования для горного велосипеда. Опять же отличие в назначении, например использование контактных педалей и ободных тормозов.

Оборудование Shimano для городских и гибридных велосипедов

Современные гибридные велосипеды могут комплектоваться горным оборудованием Shimano.

  • Shimano Nexave - разрабатывалось специально для туризма, относится к среднему уровню. Очень долговечное, надежное и простое в эксплуатации оборудование.
  • Shimano Capreo - оборудование создано для складных, компактных велосипедов. Имеет средний уровень, обеспечивает комфортную езду.
  • Shimano Nexus - оборудование для комфортной езды. Планетарные втулки с внутренними тормозами, шатуны, манетки и другое оборудование рассчитанное на облегчение езды на велосипеде.
  • Shimano Alfine - более продвинутый уровень оборудования "комфорт", для городского катания. Планетарные втулки с внутренним переключением скоростей веломоторы, гидравлические дисковые тормоза, натяжители цепи.

Оборудование Shimano для шоссейных велосипедов

  • Shimano Sora - начальный уровень оборудования, устанавливается на шоссейные велосипеды начинающих спортсменов или велосипеды для физкультурно-оздоровительного катания.
  • Shimano Tiagra - Средний класс шоссейного оборудования. Его уровень можно сравнить с горным оборудованием Deore. Вполне можно выступать в любительских соревнованиях.
  • Shimano 105 - высококачественная шоссейная группа оборудования, имеет вполне доступную цену. Отличается технологичностью, надежностью и приятным дизайном.
  • Shimano Ultegra - профессиональный уровень оборудования. По заявлению производителя "Наилучший баланс между жесткостью и небольшим весом ".
  • Shimano Dura-Ace - Наивысший уровень оборудования, обеспечивающий совершенное сочетание жесткости, легкости и эффективности. Устанавливается на топовые велосипеды. Самое высокотехнологичное оборудование для шоссейного велоспорта.

Переключение скоростей кажется сложным процессом, но на самом деле все происходит благодаря натяжению и ослабеванию тросика. Поэтому регулировка системы не требует особых знаний и навыков. Давайте разберемся, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде.

Прежде чем начать настройку заднего переключателя скоростей на велосипеде, нужно посмотреть, может также стоит , а также определить источник проблемы:

  • повреждение тросика или отсутствие на нем смазки;
  • деформация крепежа заднего перебрасывателя – петуха;
  • выработка цепи или системы звездочек на заднем колесе;
  • клин роликов натяжки цепи;
  • неисправности в манетке, отвечающей за изменение скоростей, на рулевом устройстве.

Регулировочные элементы на переключателе скоростей

В магазинах представлен огромный выбор переключателей, но принцип действия у всех почти идентичен . Это значит, что устройство большинства переключателей одинаковое, в нем имеется 5 базовых элементов:

  1. Специальные болтик и гайка, используемые для фиксации троса.
  2. Барабанный пустотелый винт, необходимый для создания натяжения.
  3. Ограничитель хода петуха на самую большую звезду (обозначается буквой L).
  4. Ограничитель хода перебрасывателя на наименьшую звездочку (обозначается буквой H).
  5. Винт, создающий натяжение в цепи.


Полезно знать! На переключателях эконом класса иногда отсутствует 2 и 5 элемент, вместо них у манеток рулевого управления установлен регулировочный барабан. Он позволяет создать нужное натяжение тросика непосредственно во время езды, при условии, что цепь скинута на наименьшую звездочку.

Настройка

Настройка заднего переключателя велосипеда начинается после того, как вы
Перед настройкой заднего переключателя скоростей поднимите заднее колесо в воздух, используя специальные подставки или крепления. Инструкция настраивания механизма:Настройка заднего переключателя скоростей на велосипеде необходима после проведения ремонта или замены каких-либо элементов. Четкое следование всем инструкциям поможет быстро достичь нужного результата . Если цепь по-прежнему туго перескакивает между звездочками или же начала , покрутите барабан натяжения троса.

Видео

В коротком видео представлено, как настроить задний переключатель на велосипеде.

Принцип работы заднего переключателя скоростей

Задний переключатель скоростей - это параллелограммный механизм с мощной пружиной, который перемещает вдоль оси рамку ("лапку") с закрепленными роликами. Переключатель скоростей устанавливается на "петух" при помощи полого болта и может качаться вверх-вниз для поддержания постоянного расстояния от направляющего ролика до звезд кассеты. Переключение передач в одну сторону осуществляется посредством натяжения тросового, гидравлического или электрического приводов. В обратную сторону переключатель перемещается под натяжением пропущенной через него цепи.

Переключение скоростей возможно только при кручении педалей вперед. Переключая скорости старайтесь уменьшить нагрузку на педали, хотя переключение возможно и при большой нагрузке это нежелательно, так как может привести к ускоренному износу или поломке деталей переключателя.

Материалы

От материала из которого изготовлен задний переключатель скоростей велосипеда зависит его прочность, долговечность и стоимость. По материалам изготовления переключатели можно разделить на следующие категории:

  • Сталь применяют при изготовлении задних переключателей самого низкого уровня. Такие переключатели обычно самые дешевые, но и самые недолговечные.
  • Алюминиевые сплавы применяются в задних переключателях среднего уровня. Некоторые детали у таких переключателей могут изготовляться из стали (регулировочные болты, возвратная пружина, одна из щечек рамки).
  • Самые прочные и дорогие переключатели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.

Ролики

У задних переключателей скоростей велосипеда есть два пластиковых ролика: направляющий (верхний) и натяжительный (нижний). На некоторых моделях задних переключателей эти ролики не взаимозаменяемы между собой. Также есть разница между роликами разных производителей и разных моделей переключателей одного производителя. Ролики устанавливаются на подшипниках скольжения или качения и являются расходными материалами. Они изнашиваются быстрее самого переключателя, разбалтываются подшипники и стачиваются зубья. В этом случае их следует заменить на новые, иначе четкость переключения передач пропадет.



Различия задних переключателей скоростей велосипеда

При возникновении необходимости поменять задний переключатель скоростей возникает вопрос об их совместимости, так как существуют модели переключателей которые имеют до шести и более разновидностей, различных по конструкции.

В первую очередь отметим, что задние переключатели на 7-9 звезд взаимозаменяемы, следовательно можно использовать переключатель с 9-ти звездной кассеты на 7-ми звездной. А вот горные переключатели на 10 скоростей, как правило, не совместимы с кассетами на 9 звезд и менее.

Длина рамки заднего переключателя скоростей

Существуют три стандартных длины рамки, определяющие такой показатель как "емкость переключателя" - диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель скоростей. Большая длина рамки позволяет выбрать переключателю больший провис цепи - большую "емкость" .

Если выразить по другому, то "емкость переключателя скоростей" - это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость заднего переключателя скоростей вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.

Если установить переключатель скоростей у которого рамка короче чем требуется, тогда цепь будет слабо натянута на передней маленькой и задней маленькой звездах (если длина цепи подобрана правильно).

Если установить задний переключатель скоростей со слишком длинной рамкой, это не повлияет на работу переключателя, однако увеличится вес и появится риск задеть рамкой переключателя какое-либо препятствие. Некоторые велосипедисты специально подбирают более короткую рамку, чтобы исключить задевание препятствия, но есть ли в этом смысл пока не ясно.

Точные значения емкости задних переключателей скоростей Вы найдете в каталогах производителей, но мы укажем примерное правило выбора длины рамки:

  • короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
  • средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
  • длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.



Направление действия пружины

Самая распространенная конструкция задних переключателей скоростей (top normal ), та в которой на большие звезды цепь затягивается тросиком (усилием велосипедиста), а в обратном направлении цепь стягивается пружиной. Так устроены все шоссейные переключатели, переключатели фирмы SRAM и большая часть горных переключателей фирмы Shimano.

В 2003 году компания Shimano выпустила задний переключатель с "перевернутой" конструкцией (Rapid Rise или low normal ). При такой конструкции велосипедист посредством тросика сбрасывает цепь на малые звезды, а на большие она затягивается пружиной. Единственный плюс такого переключателя в том, что на обычных меньшие цифры соответствуют меньшим звездочкам и понижение/повышение передач на обеих манетках происходит одинаково. Это может быть удобно для освоения новичками. Основной минус в том, что у такой конструкции меньшая грязеустойчивость.

Передаточное отношение привода переключателя скоростей

Передаточное отношение привода переключателя - отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих манетках и задних переключателях скоростей схему 2:1, SRAM - 1:1, именно поэтому задние переключатели этих фирм не взаимозаменяемы (хотя компания SRAM выпускает некоторые манетки совместимые с переключателями скоростей Shimano). Хотя инженеры SRAM и утверждают, что их система 1:1 обеспечивает более четкую работу в сложных условиях и при загрязнении тросиков, практического подтверждения этого замечено не было. А по мнению велосипедистов переключатели SRAM работают более жестко чем Shimano.

В настоящее время ситуация еще более осложнена появлением десятискоростных трансмиссий от Shimano и SRAM. Ни та, ни другая не совместимы с 9-скоростными аналогами той же фирмы, но при этом 9-скоростная трансмиссия SRAM совместима с 10-скоростной горной Shimano Dyna-Sys. Однако шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели от Shimano все еще рассчитаны под классический ход троса (2:1), поэтому в природе существуют «гибридные» манетки под прямой руль на 10 скоростей, совместимые с классическими переключателями (R-серия).

Подвод тросика к заднему переключателю скоростей

Этот показатель определяется способом присоединения рубашки тросика к переключателю. Существуют два способа:

  • традиционная подводка тросика - тросик соединяется с переключателем сзади, при этом описывает петлю вокруг дропаута (кронштейн на раме для крепления колес).



  • прямая подводка тросика - тросик подсоединен к переключателю сверху. При этом тросик проложен по кратчайшему пути.



Прямая подводка тросика значительно лучше традиционной, при ней нет изгиба тросика, а следовательно пропадает шанс зацепиться ей за какое-либо препятствие, а так же экономится вес.

Изначально задние переключатели с прямой подводкой выпускала только компания SRAM, а у Shimano были переключатели с традиционной подводкой. Для того, чтобы подвести к традиционному переключателю тросик напрямую можно использовать специальное устройство "avid rollamajig", которое доводило тросик под нужный угол. В новых моделях переключателей Shimano используют прямой способ подводки.

Технология Shadow

Эта технология была разработана и запатентована компанией Shimano. Она позволяет уменьшить выступ механизма вбок при езде на маленьких звездочках. По заявлению компании это позволяет уменьшить возможность повреждения заднего переключателя скоростей или петуха при падении на бок. Так же у таких переключателей используется более прямой подвод тросика.

Крепление на ось втулки

Существуют задние переключатели скоростей которые крепятся к оси втулки, в отличии от обычных переключателей которые устанавливаются на петух. Такой способ крепления используется в экстремальных дисциплинах, с учетом усиленной конструкции оборудования они более устойчивы к ударам, которые на обычном велосипеде вызвали бы поломку петуха. Минусом таких переключателей можно назвать большой вес, а также то, что при поломке такого переключателя часто придется менять и втулку.

Всё нижеописанное касается в первую очередь MTB (горных велосипедов), либо других велосипедов, на которых стоят MTB трансмиссии.

Прежде чем приступать к настройке, нужно убедиться, что:

  • Все компоненты трансмиссии более-менее качественные. Уровня Shimano Acera или SRAM X4, как минимум. Удачная настройка Shimano Tourney и Shimano Altus менее вероятна. Шанс удачно настроить компоненты малоизвестных или no name брендов близок к нулю.
  • Все компоненты трансмиссии (манетки, переключатели, цепь и звёзды) расчитаны на одинаковое количество передач и подходят друг к другу. Задние переключатели SRAM не совместимы с Shimano, за исключением некоторых случаев, описание которых требует отдельной статьи. Передние переключатели SRAM и Shimano совместимы.
  • Цепь имеет нужную длину. Т.е. при нахождении цепи на самых больших звездах сзади и спереди, рамка заднего переключателя почти параллельна нижнему перу рамы.
  • Переключатели не гнутые и не имеют большого люфта. Если люфт ощутимый - меняем переключатель.
  • Кронштейн крепления заднего переключателя («петух») стоит ровно, а ещё лучше выгнут в противоположную от колеса сторону на 3-5 градусов. Лучше ориентироваться на верхний ролик переключателя. Он так же должен быть параллелен звёздам при взгляде сверху/снизу.
  • Манетки исправны (щёлкаем в холостую с отстёгнутыми от переключателей тросами, считаем количество щелчков и проверяем - двигается ли трос).
  • Рубашки и тросы чистые, не имеют повреждений, имеют ровные срезы и проложены с минимальным изгибом. При необходимости меняем, либо подрезаем, промываем и продуваем рубашки, а также ставим новые тросы и наконечники. Обрезать лучше спец инструментом, особенно это касается рубашек. Бытовые пассатижи/кусачки не обеспечивают ровного среза.
  • Нет люфта в задней втулке и каретке. При необходимости устраняем люфт, если это возможно. Либо меняем деталь полностью.
  • При вращении заднего колеса не «восьмерит» кассета/трещотка. Небольшая «восьмерка» допустима, но если биение ощутимое, то скорее всего надо менять ось в задней втулке, либо всю втулку, если ось не съёмная.
  • Цепь, звёзды и ролики переключателя чистые и не изношенные. Износ цепи можно измерять штангенциркулем (подробнее расписывать не буду, достаточно набрать в поисковике: «цепь замер штангенциркулем»). При существенном износе меняем цепь и изношенные звёзды. При загрязнении промываем, смазываем и протираем насухо цепь. Звёзды чистим насухо. На звёздах и наружней поверхности цепи не должно быть смазки, она лишь собирает лишнюю грязь.

Теперь можно переходить к настройке. Начинаем с заднего переключателя.

  • До упора по часовой стрелке вкручиваем регулятор натяжения троса на манетке и переключателе. Не перетягивайте, не применяйте инструмент. Эти регуляторы должны свободно выкручиваться пальцами для настройки на более позднем этапе.
  • Находим два винта, обозначенных «H» и «L», либо как «High» и «Low». Эти винты ограничивают рамку переключателя в крайних положениях. С отстёгнутым тросом рамка переключателя должна быть близка к малой звезде. Исключение – переключатели с обратной тягой. Если у нас переключатель со стандартной тягой, выставляем винт «H» так, чтобы цепь свободно вращалась на самой малой звезде кассеты. Необходимо оставить зазор до соседней звезды – 1 мм или чуть меньше.
  • Застёгиваем тросик и последовательно переключаем до первой скорости (самой большой звезды). Не забывайте, что передачи переключаются только тогда, когда педали вращаются вперёд . На этом этапе мы вряд ли получим чёткое переключение, особенно если поставили новый тросик и снимали рубашки с наконечниками. Если нет спец инструмента для вытягивания троса, то необходимо несколько раз прогнать переключатель из одного крайнего положения в другое для того, чтобы рубашки с наконечниками уселись на своё место. Если переключатель не доходит до самой большой звезды, то ему возможно мешает излишне вкрученный винт «L». Если чувствуете упор, не давите, что бы не сломать манетку, проверьте винт «L», при необходимости отрегулируйте. Другая причина – недостаточно натянут трос. Вращая против часовой стрелки регулятор натяжения троса на переключателе (или на манетке, если на переключателе он отсутствует), ловим оптимальное положение, при котором цепь одинаково хорошо переходит с малых звёзд на большие и наоборот. При необходимости подстраиваем ограничительные винты. Следите, что бы регулятор натяжения не выкручивался слишком сильно, если он будет держатся на двух-трёх витках, он может просто обломится.
  • На большей части переключателей есть третий винт, регулирующий положение переключателя в вертикальной плоскости, Shimano называют его «B-tension». Чем ближе верхний ролик переключателя с цепью к звездам кассеты, тем лучше переключение. Настраиваем B-tension таким образом, чтобы при нахождении цепи на большой звезде, расстояние между краем этой звезды и краем верхнего ролика было 5-6 мм. Можно и меньше, главное, что бы цепь нормально закидывалась и скидывалась на большую звезду и не прижималась к ней. Если цепь прижата роликом к звезде кассеты, слышно характерное тарахтение, особенно на передаче 1-1.
  • Ещё несколько раз проверяем переключение на всех звёздах кассеты, при необходимости вносим необходимые коррективы.

После того, как настроен задний переключатель, можно переходить к настройке переднего.



  • До упора по часовой стрелке вкручиваем регулятор натяжения троса на манетке, так, как делали это на задней манетке.
  • С отстёгнутым тросом выставляем передний переключатель таким образом, чтобы рамка была параллельна звёздам и при переключении на большую звезду (с расстёгнутым тросом вытягиваем переключатель рукой, смотрим на велосипед сбоку) расстояние от края рамки до края зубьев большой звезды было около 2 мм.
  • Выставляем сзади первую передачу (большая звезда) и регулируем на переднем переключателе винт «L» таким образом, чтобы расстояние между цепью и внутренним (ближайшим к раме) краем рамки переднего переключателя было чуть меньше 1 мм. Это нужно для того, чтобы максимально раскрыть низкие передачи сзади, при включенной спереди первой передаче (малая звезда).
  • Застёгиваем трос пробуем переключить на вторую звезду. Не забываем вращать педали вперёд . Если цепь остаётся на малой звезде, то выкручиваем регулятор натяжения троса на манетке против часовой стрелки до тех пор, пока передача не переключится. Проверяем переключение на малую звезду.
  • Если есть третья (большая) звезда, переключаем на неё. Если переключения не происходит, то проверяем, не мешает ли ограничительный винт «H». При необходимости выкручиваем его. Если даже после этого не происходит переключения на большую звезду, натягиваем трос ещё сильнее, используя регулятор на манетке. Важно не перетянуть, иначе не будет переключаться на малую звезду. Убедившись, что включаются все передние передачи, выставляем спереди самую большую звезду и самую маленькую сзади. Регулируем винт «H» на переднем переключателе так, чтобы расстояние от большой звезды до внешнего края рамки было чуть меньше 1 мм. Это нужно для того, чтобы максимально раскрыть высокие передачи сзади, при включенной спереди третьей звезде. Или второй, если их всего две.
  • Если спереди три звезды, выставляем цепь на среднюю и переключая задний переключатель из одного крайнего положения в другое, регулируем натяжение троса спереди так, чтобы цепь тёрлась о рамку переднего переключателя на как можно меньшем количестве передач. Хорошо, если получится раскрыть всю кассету за исключением крайних звёзд. На хороших трансмиссиях можно раскрыть полностью всю кассету, при условии, что правильно выставлен передний переключатель, особенно это касается параллельности рамки относительно звёзд.
  • Ещё раз проверяем переключение на всех передачах. При необходимости вносим корректировки. На трансмиссиях невысокого уровня часто приходится идти на компромисс.

В большинстве случаев трёхскоростные передние переключатели более «капризные», чем двухскоростные. Хороший вариант – одна звезда спереди, и кассета большого диапазона сзади. В таком случае спереди вообще не нужен переключатель, но необходима установка успокоителя, либо одного/двух рокрингов (что не всегда возможно), либо Narrow Wide звезды. Но это уже тема для отдельной статьи.