Йога айенгара асаны начальный уровень сложности. Описание и история айенгар йоги

Йогические практики пришли к нам с Востока и распространились с невероятной скоростью. Нельзя с точностью сказать, сколько видов йоги существует, потому что границы человеческого тела непредсказуемы. Разберем подробнее йогу Айенгара, которая является разновидностью Хатха йоги .

История

Йога Айенгара зародилась в двадцатом веке в Индии, и названа в честь основателя этого направления. Беллур Кришнамачар Сундарарадж Айенгар отдавал предпочтение динамической йоги.

Со временем у него возникли проблемы со здоровьем, и занятия йогой стали труднодоступными. Поэтому Айенгару пришлось изучать всевозможные существующие техники, привнося свои дополнения и коррективы.

Таким образом, он стремился создать универсальный способ йоги, который подходил бы для людей, имеющих заболевания, любой возрастной группы с разными физическими данными. Череда опытов и экспериментов привела Айнгара к созданию собственной техники йоги, в 1975 в Пуни был основан "Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара".

Особенности


Обратим внимание на специфические свойства йоги Айенгара, благодаря которым она получила большую популярность.

    Йога Айенгара универсальна . Она подходит для людей всех возрастных категорий, в независимости от уровня подготовки, гибкости, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей человека. Она сама подстраивается под человека, а не наоборот.

    Основа – изучение и практика поз йоги . Причем асаны выполняются строго статично . Человек замирает в позе на определенное время.

    Асаны имеют четкую последовательность , и правила выполнения, нарушение которых не принесет пользу организму.

    В комплексе йоги Айенгара более 200 асан , каждая опробована основателем практики.

    Выполнение асан сопровождается специальным оборудованием – одеялами, кирпичами, ремнями, валиками, стульями. Айенгар обосновывал это тем, что человеку, имеющему проблемы со здоровьем, разнообразные средства помогут принять оптимальное положение телу, что облегчит выполнение асан.

    Практика асан и пранаямы , сопровождаемая параллельным изучением философии йоги . Это воздействует на мироощущение индивида, способствует устранению разрушительных эмоций и мыслей человека, очищает его разум от негативного влияния. Всё это благотворно влияет на человеческий организм.

    Йога Айенгара не только развивает и нормализует физические качества человека, но и приводит его к гармонии с самим собой , с другими людьми и всем окружающим миром.

    Йога – путь к здоровью . Айенгар, практикуя свою духовную практику, избавился от многих болезней, потому что уделял особое внимание йога-терапии. Йога Айенгара нацелена на устранение симптомов простуды, на облегчение состояния при гастрите, колите, на выпрямление осанки и борьбе с другими заболеваниями.

    Принцип "одна неделя – одна группа асан ".

    Йога Айенгара включает в себя особую группу программ, разработанных специально для женщин . У женщин более ярко выражен эмоциональный фон, чем у мужчин, отличия заключаются и в строение организма. Так, появились определенные упражнения, которые направлены на сохранение молодости кожи и тела.

    Главное и единственное отличие Йоги Айенгара от Хатха-йоги заключается в детальной постройке асан, которая достигается путем использования дополнительных средств (валик, ремни, ...), и благодаря им становится возможной для всех.


    Польза и противопоказания

    Важным является тот факт, что йога Айенгара для начинающих не имеет никаких противопоказаний. Ей можно заниматься, если у вас проблемы с позвоночником, эндокринной системой, слабый иммунитет и многое другое. При невозможности выполнения определенной асаны, тренер легко подберет другую позу, не уступающую в эффективности.

    Существуют исключения для женщин на перевернутые асаны во время менструального цикла.

    Несмотря на всю пользу и отсутствие противопоказаний необходимо обратить внимание на следующие предупреждения, чтобы избежать травмоопасных ситуаций.

    Позы выполняются аккуратно, без перенапряжения мышц.

    Перед началом занятий обязательно провидите растяжку.

    Не переусердствуйте. Занимайтесь умеренное количество времени, и следите за общим состоянием.

Ежедневные занятия йогой Айенгара окажут положительные воздействия на весь организм.

    Если вы негибкий человек, то ежедневные упражнения помогут добиться идеальной растяжки и укрепят мышцы.

    Стимуляция и нормализация дыхания. Особенно ежедневные упражнения помогут людям, которые страдают астмой. Дыхательная система будет укрепляться, а симптомы болезни существенно уменьшатся.

    Укрепление легких.

    Красивая осанка, и выпрямление позвоночника.

    Снятие стресса и умственного напряжения, полученного в течение дня.

    Укрепление иммунитета.

    Обеспечение крепкого сна тем, кто борется с бессонницей.

    Замедление процессов старения организма.

Практика


Йога Айенгара включает в себя три уровня сложности, деление которых зависит от подготовки человека. Каждый имеет свои характеристики.

Начальный уровень

На нем новички обучаются релаксации, тренер детально объясняет, как принимать асаны айенгара йоги в разных положениях. Здесь же идет подготовка к перевернутым позам.

Основной уровень

Продолжается овладение позами, начинается переход к технически-сложным элементам. Закладывается фундамент знаний к освоению пранаямы.

Интенсивный уровень

Ученики свободно выполняют перевернутые позы: стойка на голове и предплечье. Осваивают глубокие прогибы, пранаяму.

Асаны

Йога Айенгара содержит в себе множество сложных асан, поэтому новичкам следует начать с базовых поз.

    Врикшасана – тренирует мышцы ног, учит равновесию и устойчивости.Паршваттанасана - избавляет от сутулости, делает кости позвоночника и таза гибкими, корректирует работу внутренних органов.

    Саламба Сарвангасана - уделяет внимание недугам щитовидных желез, лечит бронхит и астму. Избавляет от головных спазмов, успокаивает нервную систему. Является действенным средством устранения запоров и других проблем по женской части.

    Шавасана - расслабляет, и восстанавливает силы.

За труднопроизносимым понятием "йога Айенгара" скрывается оздоровительная духовная практика, подходящая абсолютно любому человеку. Если вы решили начать заниматься йогой, но при этом имеете проблемы со здоровьем или не уверены в своих физических данных, то йога Айенгара – йога, с которой следует начать свой путь.

Айенгара-йогу можно охарактеризовать как реальную возможность приведения своего тела в безупречный, анатомически естественный вид. Данная разновидность Хатха-йоги представляет собой своеобразную методику, где основное внимание уделяется использованию дополнительных опор с целью образования наивысшей гармонии. Именно поэтому крайне важно для начинающих не упустить ни единого нюанса по выполнению поз и подготовке к ним.

Йога Айенгара: преимущества для каждого

Занятия йогой Айенгара оказывают воздействие не только на стрессоустойчивость организма, душевный лад, но также благотворно влияют на связки, суставы, мышцы, внутренние органы человека

Будучи неподвижным и статическим направлением йоги, акцент в обучении для начинающих необходимо поставить на отстройке асан. Упражнения в комплексе способны помочь в достижении весомого результата — налаживании психо-эмоционального фона — лишь в случае правильного до мельчайших деталей исполнения каждой асаны.

Выполнение требуемых поз этого витка Хатха-йоги не совсем подходит для дома. В основном, выстроить асаны можно лишь, прибегая к использованию вспомогательных предметов: специальные подушки, ремни, валики, кирпичи и другие средства, которые способствуют максимальному стимулированию или даже полному излечению болезненных зон как у женщин, так и у мужчин. Если вы всё-таки решили заниматься самостоятельно, ищите замены инвентарю из предметов домашнего обихода: книг, поясов, одеял и т.д.

Преимущественно, занятия проходят в тихом месте без посторонних факторов, способных нарушить внимание тренирующегося. В случае, когда упражнения выполняются в помещении, необходимо обеспечить проветривание. При этом во время занятий на открытом пространстве желательно уклоняться от ветра и прямых солнечных лучей.

Также, немаловажным вопросом в подготовке к обучению является выбор правильной одежды. Она должна исключать синтетические ткани и иметь свободный крой, не препятствовать кровообращению и не ограничивать движения. Практиковать асаны инструкторы по йоге советуют в купальниках или плавках.

Как подготовить свой организм?

Второй этап Айенгар йоги: Ширшасана

Начало тренировок должно сопровождаться пустым желудком. К тому же, желательно выпить стакан воды, а после — опорожнить кишечник и мочевой пузырь. Правильно будет начинать упражнения не ранее, чем через час после неплотной еды. При этом идеальным считается выстраивание асаны натощак. Однако если чувство голода всерьёз мешает сосредоточению на занятиях, то лучше всего выпить немного молока. После тяжёлого обеда необходимо подождать порядка 4 часов перед началом тренировки, и около часа желательно не принимать пищу после занятий.

Некоторые асаны по методу Айенгара для начинающих практически невозможно исполнить с первого раза. Противопоказано тренироваться насильно, заставляя свой организм перенапрягаться, ведь тело новичка ещё не готово к подобным перегрузкам. Йога и её познание заключаются в постепенном достижении каждого уровня путём безостановочного осмысленного представления конечного результата.

Айенгара-йога поэтапно: четыре уровня занятий, от простого к сложному

Йога Айенгара состоит из нескольких основных комплексов. Каждый блок имеет различия по сложности. Упражнения начального уровня представляют собой обучение простейшим асанам, в свою очередь, для двух последних блоков характерны позы посложнее.

    • Упражнения первого уровня представляют собой позы стоя, наклоны, прогибы, а также восстановительные асаны;
    • Второй этап изучает Адхо Мукха Врикшасаны, а также Ширшасаны, дыхательные упражнения;
    • Третьему уровню посвящена подготовка к Пранаяме, в мельчайших подробностях осваиваются главные виды асан;
    • Четвертый уровень направлен на совершенствование и прорабатывание самых трудных поз без напряжения.

Видео-уроки по Айенгара-йоге помогут безошибочно выполнять тренировочные упражнения на первоначальных уровнях и способствовать самосовершенствованию начинающих на последних этапах познания.

    Адхо мукха означает «лицом вниз», а швана — «собака». Поза напоминает собаку, которая потягивается, опуская голову и передние лапы вниз, а таз и задние лапы поднимает вверх — отсюда и название.
    Техника
    1. Лягте на живот и разведите стопы на ширину 30 см.
    2. Поместите ладони на пол по обеим сторонам от...

    Карна — это «ухо», а приставка «а» означает «по направлению», «рядом».
    Дхану — «лук». В этой позе одна стопа притягивается рукой к голове и пяткой касается уха, что напоминает лучника, натягивающего лук. Большой палец другой ноги, которая вытягивается вдоль пола,...

    Ананта — это имя Вишну и одновременно змея Шеши, который служит местом отдохновения Бога. В индийских мифах Вишну спит в первобытном океане на своем ложе — тысячеглавном змее Шеши. Пока он спал, из его пупка вырос лотос. В этом лотосе родился Брахма, сотворивший мир. После сотворения мира Вишну проснулся и воцарился на высочайшем из...

    Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», а падма — «лотос». Пашчимоттанасана — это поза, в которой вся задняя поверхность тела интенсивно вытягивается.
    Техника
    1. Сядьте в Дандасану.
    2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу на правое бедро....

    Ардха означает «половина», баддха — «связанный», «ограниченный», «закрепленный», «стесненный». Падма — «лотос», а уттана — «интенсивное вытя жение».
    Техника
    1. Встаньте в Тадасану.
    2. На вдохе оторвите правую стопу от пола, согните правую...

    Ардха означает «половина», а Матсиендра — имя мудреца, который считается одним из основоположников учения хатха-видьи. В «Хатха-йогапрадипике» Матсиендра упоминается как один из основателей хатха-видьи. Рассказывают, что однажды Шива отправился на пустынный остров и стал объяснять своей супруге Парвати тайны йоги....

    Эта вариация Ардха Матсиендрасаны I, в которой происходит более глубокое скручивание позвоночника.
    Техника

    2. Согните правую ногу в колене и поместите стопу в основание левого бедра, прижав пятку к пупку.
    3. С выдохом разверните корпус на 90° влево. Разверните левую руку от плечевого сустава...

    Техника
    1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
    2. Согните левую ногу в колене и поместите левую стопу в основание правого бедра, прижав пятку к пупку.
    3. Согните правую ногу в колене, оторвите стопу от пола и прижмите ее к коврику слева от таза. В этом положении внешняя сторона правой лодыжки касается внешней стороны левого бедра....

    Ардха означает «половина», а нава — это «корабль», «лодка». Поза напоминает лодку, отсюда и название.
    Техника
    1. Сядьте в Дандасану.
    2. Переплетите пальцы, заведите руки за голову и прижмите ладони к затылку.
    3. На выдохе откиньтесь назад и одновременно оторвите от пола ноги. Подтяните колени и...

    Ардха означает «половина», а чандра — «луна». Поза напоминает полумесяц, отсюда и название.
    Техника
    1. Встаньте в Тадасану и выполните Уттхита Триконасану вправо, следуя инструкциям, указанным выше.
    2. В Триконасане поместите правую ладонь на пол в 30 см перед правой стопой. Для этого согните правую ногу в колене...

    Асана посвящена мудрецу Аштавакре, духовному наставнику митильского царя Джанаки, который был отцом Ситы. Рассказывают, что, когда мудрец был еще в материнском чреве, его отец Кагола сделал несколько ошибок, повторяя Веды (Священное писание). Услышав это, нерожденный мудрец рассмеялся. Разгневанный отец проклял своего сына, повелев ему родиться...

    Баддха означает «ограниченный», «связанный», а кона — «угол». В этой позе в Индии сидят сапожники: таз на полу, пятки возле промежности, руки на стопах. При этом бедра отводятся в стороны до тех пор, пока колени не коснутся пола.
    Техника
    1. Сядьте в Дандасану.
    2. Согните ноги в коленях и приблизьте...

    Баддха означает «связанный», «органиченный». В этой позе руки перекрещиваются за спиной и захватывают большие пальцы ног. Таким образом, тело заключается между перекрещенными ногами спереди и перекрещенными руками сзади, благодаря чему асана и получила свое название.
    Техника
    1. Сядьте в Падмасану.
    2. На выдохе...

    Баддха означает «связанный», «ограниченный», а хаста переводится как «рука ». Это очередная вариация Ширшасаны.
    Техника
    1. Сложите коврик или одеяло вчетверо и встаньте перед ними на колени.
    2. Сложите руки перед грудной клеткой, захватив левой ладонью правое плечо возле локтя, а правой ладонью —...

    Асана названа в честь мудреца Бхарадваджи. Бхараваджа был отцом Дроны — военного наставника Кауравов и Пандавов, великая война которых описана в «Махабхарате». Эта асана посвящена Бхарадвадже.
    Техника
    1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.
    2. Согните ноги в коленях и отведите ноги вправо так, чтобы стопы оказались...

    Техника
    1. Сядьте на пол и вытяните ноги перед собой.

    2. Согните левую ногу в колене, захватите стопу руками и поместите ее в основание правого бедра так, чтобы левая пятка оказалась прямо у пупка. Таким образом, левая нога находится в положении Падмасаны.
    3. Согните правую ногу в колене и отведите правую стопу вправо так, чтобы правая...

    Бхека означает «лягушка». Тело в такой позе напоминает это земноводное, отсюда и название.
    Техника
    1. Лягте на живот и вытяните руки вдоль корпуса.
    2. На выдохе согните ноги в коленях и приблизьте пятки к тазу. Захватите правую подошву правой рукой, а левую подошву — левой. Сделайте два цикла дыхания. С выдохом оторвите...

    Бхуджанга означает «змея». Положение тела в этой асане напоминает змею, готовую к нападению.
    Техника
    1. Лягте на живот. Вытяните ноги и соедините стопы. Направьте пальцы ног от себя и подтяните колени.
    2. Опустите ладони на пол по обеим сторонам от таза.
    3. На вдохе крепко прижмите ладони к полу и поднимите корпус. Сделайте два...

    Ватаяна означает «лошадь». Положение тела в позе напоминает морду этого животного, отсюда и название.
    Техника
    1. Сядьте на пол и поместите левую стопу в основание правого бедра в неполное положение Падмасаны.
    2. Опустите руки на пол по обеим сторонам от таза. С выдохом поднимитесь и опустите левое колено на пол. Приблизьте правую...

Процесс совершенствования в любой сфере жизни, является процессом прогрессивным. Наоборот, если долго стоять на месте, никогда никуда не придёшь. Это напрямую касается и древнего учения Йога. Мастер Беллур Айенгар из города Пуна в Индии решил разработать новый метод, который опирается на . Методика основана на использовании дыхательных техник и асан, но в строгом построении. Йога Айенгара ­­ - это метод, где используются различные опоры при выполнении упражнений. Это могут быть предметы мебели, ремни, ткань. Использование дополнительных опор в этом виде йоги, позволяет достигнуть наибольшего расслабления, снижает количество болевых ощущений.

Этот вид предлагается как начинающим, так и искушённым йогам. Сам метод можно назвать более доступным и понятным ещё и потому, что он предполагает подробное, детальное индивидуальное объяснение каждой асаны.

Продолжительность каждой позы длительнее, чем в классической йоге. Практика показала, что более долгое пребывание в асане оказывает большее физиологическое влияние на системы органов. Опоры используются для того, чтобы максимально вытянуть и выровнять тело. При этом соблюдаются основные принципы философии учения йога:

  • последовательность (от больших мышц к более мелким);
  • постепенность;
  • продолжительность.

Необходимо встать максимально вертикально, соединив стопы. Акцент асаны направлен на максимальное растягивание подошв по плоскости пола, и правильного распределения веса тела. Колени нужно напрячь и подтянуть вверх чашечки. Живот расслабить, копчик втянуть, плечи отвести назад. Позвоночником вытягиваемся вверх, взгляд устремляем перед собой.


На вдохе руки вверх и соединяем в крону над головой. Разворот ладоней как обычно. Снова вытягиваем себя вверх, задерживаем дыхание. На выдохе опускаемся и повторяем пока не отточим асану досконально.

Во второй фазе выполняем подъём ноги к бедру. Здесь можно выполнить облегчённый вариант, для начинающих. Положить ногу голеностопом на бедро другой ноги. В одном варианте выполняем подтягивание плеч к ушам, в другом, наоборот, тянем их к земле.

Особенность позы в Айенгара, заключается в постепенном вхождении, использовании облегчённого варианта, и более длительном удержании.


Для начинающих можно войти в асану из Тадасаны. Но для более продвинутых подойдёт и .

В Айенгара предусмотрен первый вариант. Из Тадасаны переход в Трихонасану осуществляется прыжком, широко расставив ноги. В этом же положении приземляемся. В остальном поза выполняется так же как и в Хатха-йога.

Паршваконасана

В Айенгара выполнение этой асаны предусматривает допустимость использования опоры рукой, не поднимая таз и не ломая линейности растянутого бока. Промежуточной опорой можно выбрать палку для руки, которая снизу.


По методу Айенгара, выполняется из Тадасаны, в которую входим прыжком. Акцент снова на вытяжение. Выполнение всех 3-х воинов зависит от физиологического диапазона исполнителя. Для начинающих можно выполнить промежуточный вариант с опорой на 2 руки, колено, бедро. И снова вспоминаем, что продолжительность выполнения несколько больше, чем предлагает классическая йога.


Очень хорошая, но сложная поза для начинающих. В методике Айенгара для достижения наивысшей вертикальности используются: ремень для сведения локтей и стул. На его сидение можно опираться поясницей, или одной ногой до тех пор, пока тело не привыкнет к промежуточной позе. В первом случае стул (освойте также ) ставят со стороны спины, во втором, головы.

Выполняется из Саламба Сарвангасаны. Также можно использовать промежуточные положения с опорой на невысокую табуретку, которая устанавливается со стороны головы и вы кладете не нее ноги. Промежуточное положение должно продолжаться до максимального расслабления. После этого стул у начинающих убирают, и ноги уходят подальше за голову. Также можно стянуть руки ремнём.

Шавасана


Выполняется в таком же варианте и последовательности, как диктует и классическая йога. В предложенном варианте для начинающих комплекс выполняется на протяжении первых 2 недель занятий. Затем последовательность поз меняется.

Ощущения и эффект

Основная задача метода, научить начинающих двигаться по более простому и понятному пути. При этом акценты расставляются на баланс, расслабление и укрепление мышц. Покачивание во время выполнения асаны может говорить о недостаточном расслаблении и выравнивании тела. Грудная клетка при правильном положении не должна испытывать давления. Внутренние органы при этом принимают естественный объём и очертания. Их функция не нарушается притеснением от неестественного изгиба.

Промежуточные опоры позволяют быстрее адаптироваться к асане, и потому очень полезны для начинающих. Ощущение неудобства в суставах и болезненности в мышцах свидетельствуют о движении вперёд к совершенству.

Одним из существенных моментов в методике Айенгара является тренировка суставных сумок позвоночника и его растягивание. Такому же воздействию подвергаются и суставы рук и ног.

Однако наиважнейшим аспектом йога всё равно называет растягивание и расслабление. Быть расслабленным – не значит быть неподвижным. Релаксация в состоянии мышечного сокращения приостановит ненужное расходование энергии, оживит нервные центры, сконцентрирует рассеянную энергию. Савасана в сочетании с наполнит здоровьем, улучшит иннервацию вегетативных систем.

Методика использования опор

Любые асаны во время овладения ними могут выполняться неправильно. Это значительно снижает терапевтический эффект. Йога Айенгара решает эту проблему. При выполнении многих поз, для того чтобы суставы, связки и мышцы рук медленно привыкали к увеличению подвижности, используют ремень.

Примером могут служить следующие асаны:

  • гомукхасана;
  • пашчимоттаносана;
  • эка пада раджак апотасана.
  • супта баддха коносана;
  • сукхасана;
  • шавасана;

используют плоские большие и малые подушки, или одеяла. Это позволяет снизить провисание и напряжение в пояснице, или исключить такой нюанс, как торчащие вверх колени. Также в Паршвоттанасане можно использовать кирпичи, или обрубки брёвен. В условиях современных спортзалов очень пригодится степ-платформа.

Методика Айенгара позволит вам прикоснуться к прекрасному миру учения йога с наибольшим комфортом. Удачных занятий!

Н аш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой - подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара - основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы - с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны - это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума - с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, - говорит мастер. - Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело - это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога - путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога - нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека - на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» - так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» - вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), - которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю - Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» - такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой - занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума - тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, - вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, - говорил Айенгар. - Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание - действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: "Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки". Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый - когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок - относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное - искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, - размышлял Айенгар на эту тему. - Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги - видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы - те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь - так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека - служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».