Как правильно заниматься физической культурой. Физкультура и здоровье

Многие не знают, насколько полезны и необходимы занятия физкультурой и спортом , так как об этом ничего не говорят и не правильно. Спорт дарит нам возможность бесплатно развить и улучшить свое здоровье, без химии и таблеток, которые отравляют нашу жизнь. Спорт и физкультура – это первых шаг к здоровой, долгой и счастливой жизни.

Не важно, каким спортом вы занимаетесь или хотите заняться, в статье вы узнаете, чем полезны и необходимы занятия физкультурой и спортом , в независимости от того, кто вы и сколько вам лет.

Занятия спортом и физкультурой всегда были и остаются полезными, но нам стараются внушить совершенно иную информацию, что спорт вреден. Это редко бывает и только в тех случаях, когда человек неправильно начинает заниматься спортом. Об этом сказано в наших статьях и по ним, можно научиться правильно, заниматься спортом, без вреда для здоровья.

Чтобы не навредить себе неправильным занятием спортом или физкультурой, достаточно просто начать заниматься с легких нагрузок. Начните делать зарядку по утрам, чаще гуляйте и ходите на свежем воздухе.

После чего начните заниматься гимнастикой, йогой, фитнесом, бегом, плаванием, теннисом и всем, что вам нравиться.

Силовые нагрузки на массу тела можно делать, но только после того, когда вы уже привыкли к спорту и физкультуре и вам мало тех нагрузок, которые вы выполняете.

Занимаясь, каждый день или хотя бы через день, спортом и физкультурой, вы сможете вылечить все свои болезни, даже те, которые невозможно вылечить медициной. Есть доказательства людей, которые спортом и верой излечили неизлечимые болезни, в чем медицина была беспомощна.

Существует миллионы разнообразных видов спорта, упражнений и программ, но еще самое главное это соблюдать правильное питание.

Откажитесь от дорогой и вредной пищи, а сэкономленные деньги отдайте детям, которые не могут стать на ноги и излечить болезни. Ведь медицину отвергать не стоит. Или помогайте развивать спорт дальше, так как это позволит создать здоровую и счастливую нацию людей, которая не слушает пропаганду нездорового образа жизни.

В любом случае занятии спортом и физкультурой через 1-3 месяцев тренировок будут нравиться вам, и приносить радость, после каждой тренировки. Главное отказаться от вредных привычек и побороть лень. Так как вы будете сами себя благодарить за то, что выбрали такой жизненный путь.


Спортивные советы в картинках и видео

Мы подняли тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня заканчиваем нашу беседу и поговорим о том, как правильно проводить занятия.

Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.

Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10 - 18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).
Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром - влажные обтирания тела, вечером - мытье ног прохладной водой.

Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.

При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.

Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.

При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.

Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить.

Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.
Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.

Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).

Обязательным является длительное применение ЛФК - в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.
ЛФК включают в общий режим дня ребенка. Занятия лечебной гимнастикой, прогулки на свежем воздухе следует осуществлять в строго определенное время. Нельзя забывать, что злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная двигательная перегрузка ребенка, могут отрицательно сказаться на его организме.
Если состояние малыша позволяет, ему необходимы ежедневные прогулки в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага - вдох, 4-5 шагов - выдох и т. д.
В случае резкого ухудшения состояния ребенка, при подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно временно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются.

Необходимо подчеркнуть, что успех применения ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей, как и эффективность вообще всех лечебных мероприятий при любых заболеваниях, в большой степени зависят от самих родителей - их настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять все предписания врача.

Лечебная гимнастика у детей - творческий процесс. Поэтому каждое занятие должно быть методически оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Иначе лечебный успех не будет достигнут.

В организации занятий лечебной гимнастикой с ребенком в домашних условиях огромная роль отводится родителям. Родители малыша должны проявить максимум ответственности, выдумки и такта, чтобы ребенок с интересом и правильно выполнял необходимые лечебные упражнения. С этой целью при занятиях ЛФК с детьми дошкольного возраста чаще всего используются игровой метод и имитационные упражнения.

Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам. Они с удовольствием их выполняют. При этом следят за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхания, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох - при сжимании грудной клетки.

Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Как форма ЛФК она играет огромную оздоровительную роль.

Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления.

Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные, упражнения, а также упражнения на расслабление.

Приводим как образец несколько комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей. Они даны по степени трудности: комплекс I - наиболее простой и легкий, с него надо начинать зарядку, комплекс II - более сложный, к нему можно переходить через две недели, когда хорошо освоены упражнения I комплекса.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста

Комплекс 1

Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.

1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

2. «Часики». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз.

3. «Пчелка». ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

4. «Регулировщик», ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: тр-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз.

5. «Дровокол». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.

6. «Согревание рук». ИП - стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

7. «Семафор». ИП - сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: «С-с-с-с». Повторить 4-5 раз.

8. «Кузнечик». ИП - сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.

9. «Трубач». ИП - сидя на полу; кисти сложены «трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

10. Бег по комнате с ускорением и замедлением.
Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.

Комплекс 2

Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы - 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.

1. «Петушок». ИП - стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

2. «Журавль на болоте». ИП - стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.

3. «Катание на лыжах». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.

4. «Пришей пуговицу». ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

5. «Вертушка». ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.

6. «Цапля». ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.

7. «Мельница». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5-6 раз.

8. «На турнике». ИП - стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

9. «Маятник». ИП - стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне - выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. Прыжки. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.
Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста

Комплекс 1

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

1. Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину.

2. ИП - стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше - ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад.

3. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед.

4. ИП - стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову.

5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки.

6. ИП - лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

7. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки.

8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо.

9. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону - назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо.

10. ИП - стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
Особые указания: голову и туловище все время держите прямо.
Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.

Комплекс 2

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

1. ИП - стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину.

2. ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад.

3. ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад.

4. ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса.

5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки.

6. ИП - лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.

7. ИП - стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки.

8. ИП-стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
Особые указания: ноги держите прямыми.

9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола.

10. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков. _
Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.

Физические упражнения, которые выполняются регулярно, обеспечивают человека отменным здоровьем и крепкой иммунной системой. О том, в чем именно выражается польза физкультуры для детей и взрослых – далее в статье.

Польза физкультуры: признаки нехватки спорта

Неоспоримое преимущество занятий физкультурой для взрослых людей, так как в большинстве случаев, человек пребывает на сидячей работе, и вообще не имеет в своей жизни никаких физических нагрузок, а уж тем более, профессиональных спортивных тренировок.

Таким образом, встретить сегодня человека, который занимается спортом ежедневно – это скорее исключение, нежели правило.

Выделяют следующие характерные признаками того, что организм человека не получает достаточного количества физических нагрузок:

1. Плохой сон. Это самый верный сигнал о том, что человеку не хватает активности, даже если он много времени уделяет умственным нагрузкам. В запущенных случаях плохой сон переходит в бессонницу, а это прямой путь к раздражительности, невнимательности и склонности к депрессивным состояниям.

2. Постоянное ощущение слабости и нехватки сил. Обосновано это не только угнетенным психологическим состоянием, которое наблюдается у большинства людей, не занимающихся спортом, но и также тем, что при отсутствии нагрузок страдает мышечная система и опорно-двигательный аппарат.

В таком состоянии у человека происходят застои в суставах и мышцах, их ослабление, что грозит серьезными последствиями.

Более того, нередко человек начинает ощущать настоящую боль в суставах, спине и мышцах, возникающую при длительной ходьбе или физической работе. Это прямое следствие того, что организму не предоставляется даже базовых необходимых нагрузок.

3. Бледность развивается из-за того, что организм страдает от кислородного голодания. Этого можно избежать, если заниматься физкультурой и различными видами спорта на улице.

4. Плохой аппетит.

5. Лишний вес – это важный сигнал того, что человеку не хватает физических нагрузок. При этом, ожирение не только будет мешать двигаться, но и также в разы повысит риск появления болезней сердца и сосудов, а также развитие сахарного диабета.

Польза физкультуры для взрослых

Выделяют следующие главные критерии, определяющие пользу физкультуры для взрослого человека:

1. Регулярные физические нагрузки в разы снижают риск развития болезней сердца и сосудов. Обосновано это тем, что спортивная активность способствует поддержанию миокарда в тонусе и также снижает уровень холестерина в крови. Это намного уменьшает вероятность инсульта.

При этом, человеку будет достаточно просто практиковать частые пешие прогулки на свежем воздухе.

2. Физкультура способствует нормализации артериального давления, но только при условии, что такие нагрузки будут умеренными. В противном случае, можно добиться обратного эффекта (вызвать гипертонический криз и все вытекающие от этого последствия).

3. Упражнения помогают избежать раннего развития болезней суставов и спины, таких как артрит, артроз, остеоартрит, радикулит и т.п. Доказано, что люди пожилого возраста, которые еще с молодости занимаются спортом, могут сохранять отличную подвижность суставов даже в зрелом возрасте.

Помимо этого, при частых спортивных тренировках у человека реже болит спина, ему проще ходить на дальние расстояния и подниматься по ступенькам.

Также следует отметить, что ходьба, плаванье и регулярная зарядка замедляет прогрессирование уже имеющихся болезней суставов.

4. Упражнения понижают вероятность развития сахарного диабета (2 типа). По этой причине физкультура полезна для тех людей, которые имеют склонность к сахарному диабету (лишний вес, высокое артериальное давление).

Помимо этого, даже если человек уже болен сахарным диабетом, частые физические нагрузки будут благоприятно отображаться на протекании болезни и нормализовать уровень сахара в крови.

5. Неоспоримая польза спорта для веса человека. С его помощью можно не только снизить количество лишних килограмм, но и также поддерживать свой вес в стабильном состоянии. Особенно это «работает» тогда, когда спорт сочетается с разумно подобранной диетой.

6. Согласно статистике, люди, которые физически активны, реже болеют от онкологических болезней. Особенно спорт оберегает женщин от рака молочной железы и толстой кишки.

7. Спорт помогает нормализовать сон и сделать его более крепким. С его помощью можно в краткие сроки избавиться от проблемы бессонницы.

8. Упражнения благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Доказано, что регулярные физические нагрузки избавляют от плохого настояния, депрессии и даже панических атак. Более того, в таком состоянии человек будет чувствовать себя уверенней, спокойней.

Помимо этого, есть сведенья о том, что спорт благоприятно влияет на людей, которые имеют психологические расстройства.

9. Повышение работоспособности.

10. Понижение риска развития атеросклероза – одной из самых опасных болезней сосудов.

11. Увеличение выносливости человека.

Более того, при частых занятиях физкультурой у человека улучшается мозговая функция, ведь организм насыщается кислородом. При этом, проходит бледность, постоянная апатия и усталость. По этой причине можно сказать, что спорт — это природный и очень полезный энергетик, который довольно быстро может привести в «тонус» человека.

Польза физкультуры для детей

Польза физкультуры для детей выражается в следующем:

1. Активные нагрузки способствуют поддержанию крепости костей у ребенка и подростка. Таким образом, костные ткани более плотными и могут лучше «впитывать» в себя кальций.

2. Упражнения, которые ребенок начал делать еще с раннего возраста, благоприятно отображаются на осанке малыша, ведь они укрепляют не только кости, но и также мышцы. Таким образом, ребенок защищает сам себя от дальнейшего развития сколиоза и прочих видов искривления позвоночника.

3. Физическая активность замедляет дегенерацию костной ткани. Это предупреждает развитие остеопороза – болезни хрупких костей.

4. Упражнения помогают детям удерживать оптимальный вес, ведь сегодня, согласно статистике, каждый третий ребенок после двенадцати лет страдает от лишних килограмм, что в дальнейшем гарантирует ему проблемы со здоровьем.

5. У подростков спорт уменьшает склонность к депрессии и стрессам. Также он развивает культуру и чувство достоинства.

Лучшими видами спортивных нагрузок для детей и взрослых считаются традиционная физкультура, фитнес, плаванье, велоспорт и бег.

Перед тем, как начать активно тренироваться, следует узнать о таком:

1. Перед началом первой тренировки важно посетить врача и убедиться в том, что у вас нет серьезных противопоказаний к активным тренировкам. К примеру, нельзя заниматься спортом при тяжелых болезнях сердечно-сосудистой системы, периодах обострения гипертонического кризиса, а также при явных нарушениях в опорно-двигательном аппарате. В таких состояниях, скорее всего, врач пропишет человеку покой либо умеренную нагрузку.

2. Не стоит спешить с активными физическими нагрузками после недавно перенесенного оперативного вмешательства. После операции должно пройти минимум месяц и только после этого можно понемногу практиковать зарядку и т.п. В противном случае, человеку будет больно, да и ткани после разреза могут повредиться.

3. Только после разрешения врача физкультуру можно практиковать при беременности. Вообще, если период вынашивания ребенка проходит удовлетворительно, без каких-либо отклонений и патологий у женщины, то умеренные физические тренировки пойдут будущей маме только на пользу.

4. В том случае, если человек ранее уже переносил инсульт или инфаркт, то с физическими нагрузками ему нужно быть предельно осторожными. Вообще, людям в таком состоянии врачи советуют больше находиться на свежем воздухе и практиковать длительные пешие прогулки. Этого будет вполне достаточно, чтобы поддерживать хорошую физическую форму.

Следует знать, что во время физических занятий организм стремительно теряет влагу, поэтому в такие дни рекомендуется вместо традиционных двух литров воды выпивать не менее трех литров. Только так можно избежать обезвоживания.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что физкультура не менее важна, чем здоровое питание и полноценный отдых. Она не только предупреждает множество заболеваний, но и также благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние человека, что на самом деле, очень важно.

Более того, следует отметить, что физические нагрузки полезны в любом возрасте, будь то ребенок, взрослый человек либо пенсионер.

Восстановительные упражнения при заболеваниях почек Николай Альбертович Онучин

Как правильно заниматься лечебной физкультурой

Лечебные физические упражнения назначают с учетом физической подготовленности больного, его возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

Комплексы оздоровительной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через час после еды и за час-полтора до сна. Общая продолжительность занятий составляет 20–25 минут. Заниматься лечебной гимнастикой следует регулярно, с постепенным усилением физической нагрузки.

Перед началом гимнастики комнату, где будут проводиться занятия, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку. Температура воздуха в комнате должна составлять 10–18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно встряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке.

Следует заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку и пр.).

Лечебной гимнастикой нужно заниматься в свободном, не стесняющем движения спортивном костюме. После гимнастики, если позволяет состояние, полезно применять закаливающие процедуры: утром – влажные обтирания тела, вечером – мытье ног прохладной водой.

Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Необходимо также следить за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролировать смену движений рук, ног и туловища.

Обычно комплекс лечебных упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчиваются занятия очень легкими упражнениями и ходьбой. После наиболее трудных упражнений целесообразно делать кратковременные паузы (отдых 30–40 секунд).

При занятиях лечебной гимнастикой в домашних условиях обязательно нужно вести дневник самоконтроля (табл. 1). Это позволит вам правильно дозировать физическую нагрузку и избежать перенапряжений.

Самоконтроль должен быть систематическим и длительным, наблюдения желательно выполнять в одни и те же часы, в сходных условиях: до начала занятий ЛФК и после их окончания. Проведение систематических самонаблюдений и их анализ позволит вам правильно регулировать физическую нагрузку.

Данные самонаблюдений условно можно разделить на объективные (характеризуемые результатами каких-либо измерений и показаниями приборов) и субъективные (определяемые вашей личной оценкой).

К объективным показателям самоконтроля относятся:

Частота пульса;

Артериальное давление;

Частота дыхательных движений;

Мышечная сила;

Температура тела;

Таблица 1

Показатели самоконтроля при занятиях ЛФК

К субъективным показателям самоконтроля относятся:

Настроение;

Самочувствие;

Аппетит;

Желание заниматься физическими упражнениями;

Переносимость физической нагрузки;

Потоотделение;

Нарушение режима.

Суммарно объективные и субъективные показатели самоконтроля характеризуют состояние вашего здоровья и эффективность проведения занятий ЛФК. Особо важную информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы и степени физической нагрузки дают пульс и артериальное давление. Их часто называют «индикаторами» или «зеркалом» здоровья.

Пульс и артериальное давление.

При занятиях ЛФК, особенно пожилым людям, необходимо тщательно следить за работой сердца и уровнем артериального давления. Для этого нужно систематически измерять частоту пульса и контролировать артериальное давление. Частоту пульса и артериальное давление определяют до начала занятий упражнениями ЛФК.

Частоту пульса подсчитывают так: прикладывают подушечки ногтевых фаланг 2-го, 3-го и 4-го пальцев на лучевую артерию, которая прилежит к лучевой кости. Количество сердечных сокращений за 15 секунд умножают на 4. Полученная частота пульса сравнивается с возрастными показателями. Количество сердечных сокращений в покое у людей среднего и пожилого возраста в норме равно примерно 60–70 ударам в минуту.

Артериальное давление измеряется с помощью специального прибора – тонометра. Если вы пользуетесь электронным тонометром, то прибор одновременно с уровнем артериального давления автоматически подсчитывает и частоту сердечных сокращений.

Если уровень артериального давления и частота сердечных сокращений выше вашей возрастной нормы и вы ощущаете недомогание, вялость или головную боль, то в этот день лучше воздержаться от занятий ЛФК.

Частота дыхания.

Один из основных показателей самоконтроля. Обычно в покое человек не замечает своего дыхания. Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде, необходимом для окислительных процессов.

В норме в спокойном состоянии взрослый человек производит 14–16 дыханий в минуту. Измерить частоту дыхания можно следующим образом: положите руку на грудную клетку или на живот и подсчитайте частоту дыхания в течение одной минуты. Подъем и опускание грудной клетки или живота (вдох и выдох) считаются за единицу.

Недостаток веса тела указывает на недостаточность энергетических и строительных «материалов» в организме. Избыток веса свидетельствует о том, что приток питательных веществ в организм чрезмерен, а расход недостаточен. Избыток веса может быть также следствием наличия отеков.

При систематических занятиях физическими упражнениями происходят существенные сдвиги в весе: более активно сначала «сгорает» жир, усиливается потоотделение, уменьшаются отеки, организм освобождается от излишков воды и соли. В результате вес снижается, а затем наступает его стабилизация на соответствующем возрасту уровне.

Занятия лечебной физкультурой в значительной мере регулируют вес, предупреждая как его избыток, так и излишние потери.

В домашних условиях ежедневно контролировать свой вес удобно с помощью приобретенных в магазине специальных напольных весов.

Значительную информацию о состоянии вашего здоровья при занятиях упражнениями ЛФК дают и субъективные показатели самоконтроля:

Настроение. Если вы жизнерадостны, бодры и с удовольствием занимаетесь физическими упражнениями, значит, нагрузка соответствует вашим физическим возможностям и состоянию здоровья. Если же вы вялы, чувствуете постоянную усталость, подавленное настроение, тогда объем занятий следует сократить и уменьшить физическую нагрузку.

Самочувствие.

Оно отражает общее состояние вашего организма и, главным образом, нервной системы. Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое.

При хорошем самочувствии отмечаются прилив жизненных сил, ощущение бодрости и свежести; при удовлетворительном – небольшая вялость, недомогание, легкая утомляемость; при плохом – выраженная слабость, головокружение, снижение трудоспособности, угнетенное состояние.

Аппетит.

Аппетит также является одним из важных признаков нормальной жизнедеятельности организма. При физических перегрузках, обострении заболевания, недосыпании может отмечаться ослабление или даже отсутствие аппетита. В дневнике самоконтроля необходимо отмечать особенности вашего аппетита: аппетит хороший, удовлетворительный, повышенный или отсутствует.

Болевые ощущения. Во время занятий лечебной физкультурой, особенно у пожилых людей, могут отмечаться боли в мышцах, в области правого подреберья и в области сердца. Болевые ощущения во время занятий физическими упражнениями чаще всего говорят о повышенной физической нагрузке или могут быть признаком обострения заболевания. Нередко может беспокоить чувство внутреннего дискомфорта, тяжесть в области поясницы, приливы крови к голове и лицу. Очень важно наблюдать за собой и записывать в дневник самоконтроля, при каких обстоятельствах появляются болевые симптомы и неприятные ощущения. Если они связаны с выполнением тех или иных упражнений, необходимо уменьшить нагрузку или исключить эти упражнения из комплекса гимнастики.

Переносимость физической нагрузки.

В дневнике самоконтроля вы обязательно должны отметить, выполнена ли запланированная нагрузка или нет. Если нет, то следует отметить причину.

Переносимость физической нагрузки оценивается как хорошая, удовлетворительная или неудовлетворительная. Неудовлетворительная переносимость нагрузки может быть связана с обострением заболевания или слабым уровнем физической подготовки.

Сон является одним из самых чувствительных «индикаторов» состояния здоровья и переносимости выполняемых физических упражнений. Если вы вечером быстро засыпаете, спите спокойно и глубоко, а утром чувствуете себя бодрым, полным сил и энергии, то ваш сон нормальный.

При нарушении сна (синдром бессонницы) могут отмечаться длительное и трудное засыпание, беспокойный, с частыми пробуждениями, сон, тяжелые, кошмарные сновидения, головные боли, плохое самочувствие после сна и снижение работоспособности. Нарушение сна свидетельствует о чрезмерных физических нагрузках или об ухудшении течения заболевания. В таких случаях необходимо временно прекратить занятия ЛФК и показаться врачу.

Во время занятий лечебными физическими упражнениями необходимо также учитывать внешние признаки утомления (табл. 2).

Таблица 2 Внешние признаки утомления при занятиях ЛФК

При средней степени утомления нужно уменьшить количество повторений упражнений, амплитуду и скорость движений, а также сократить общее время занятий. При признаках переутомления необходимо временно прекратить занятия и посоветоваться с врачом.

Для достижения положительных результатов заниматься ЛФК нужно в течение 5–6 месяцев, причем систематически и без длительных перерывов. Если занятия лечебными упражнениями будут проводиться от случая к случаю, пользы они не принесут.

При резком ухудшении состояния, подъеме температуры, обострении заболевания, плохом самочувствии занятия лечебной гимнастикой нужно временно прекратить. После улучшения состояния занятия возобновляются.

Из книги Секреты долголетия автора Ма Фолинь

Из книги Препараты «Тяньши» и Цигун автора Вера Лебедева

Где заниматься Очевидно, что оптимальным местом является площадка на природе, в парке, на берегу реки или озера, в роще, где ничего не отвлекало бы вас. Однако столь идеальное место не всегда оказывается рядом. Поэтому не стоит предпринимать каждодневных долгих походов в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Ольга Николаевна Родионова

Причины, которые мы находим, чтобы не заниматься физкультурой Всем хорошо известно, сколько пользы физические упражнения приносят и телу и душе. Так отчего мы так редко появляемся в гимнастическом зале? Мои пациенты приводили самые разные причины. Вот навскидку

Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

Особенности занятий физкультурой при выраженной близорукости Дозированная физическая нагрузка полезна при большинстве глазных заболеваний, протекающих без осложнений и ухудшения состояния больного. Симптомы близорукости диагностируются у большинства людей, имеющих

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

57. Как заниматься Лечебные физические упражнения назначаются с учетом физической подготовленности больного, его возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.Комплексы дыхательной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

3. Питайтесь правильно, чтобы думать правильно. Следите за тем, что едите Еда - это лекарство, и она может помочь вам стать подтянутым, полным сил, счастливым и сконцентрированным или же сделать вас толстым, медлительным, печальным и тупым. Она также способна поддерживать

Из книги Азбука экологичного питания автора Любава Живая

Правильно питаться - правильно мыслить «Уж лучше голодать, чем что попало есть …» Омар Хайям Зачем изменять свое питание? В современном мире вопрос питания человека выходит на первый план. И это объяснимо, ведь за последние 100 лет мир претерпел серьезные

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования автора Петр Кузьмич Анохин

Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Инна Тихонова

74. Физкультурой – по еде Научный факт: интенсивная 45-минутная физическая нагрузка не повышает, а снижает аппетит. После занятий спортом нервный отклик на аппетитные блюда оказывается слабее, а не сильнее, как бывает после сброса энергии. При этом после физической

Из книги Секреты людей, у которых не болят суставы и кости автора Олег Ламыкин

Из книги Как улучшить сон автора Роман Вячеславович Бузунов

Глава 2. Повседневная жизнь и сон. Правильно работаем, правильно отдыхаем Рабочий день бизнесмена или топ-менеджера наполнен не только реализацией заранее намеченных планов, но и хаосом важных встреч, ответственных решений, срочных телефонных переговоров и неожиданных

Из книги Следующие 50 лет. Как обмануть старость автора Крис Кроули

Программа занятий физкультурой «Моложе с каждым годом» для всех и каждого Мы надеемся, теперь вам уже точно ясно, что эта книга – не пособие по физкультуре. Это пособие по изменению всей вашей жизни. Но нас так часто спрашивают, с чего начинать, что мы решили наконец дать

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Тот, кто правильно дышит, тот и правильно думает «Среди всех факторов, влияющих на дыхание, необходимо отметить нравственность, поскольку данный фактор обладает особыми свойствами, которых лишены другие факторы, – пишут в своей книге „Теория Бутейко о ключевой роли

Из книги Скульптурная гимнастика для мышц, суставов и внутренних органов. автора Анатолий Ситель

Оптимальное время суток для занятий физкультурой Разделение людей на «жаворонков» и «сов» не выдумка сочинителей. Это серьезные психофизиологические характеристики и констатация разных биологических ритмов, которые сложились от рождения и действуют во всей жизни

Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

Физкультура и спорт в нашей жизни - воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение. Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа. Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни.
Не секрет, что большинство из нас - обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем. У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.



Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок. Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.
Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце - это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.
В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.


Физкультура и спорт в нашей жизни - как сделать их еще более полезными для нас? Главное правило: физкультура и спорт в нашей жизни должны происходить либо на улице, либо в очень хорошо проветренном помещении. Вообще, всякое движение на улице является чрезвычайно полезным. Мало того, что тренируются мышцы, еще и ткани организма и мозг насыщаются кислородом, снимается напряжение, успокаиваются возбужденные нервные центры, нормализуется дыхание. Старайтесь бывать на свежем воздухе каждый день и не менее часа, и тогда вы забудете такие слова, как «лишние килограммы», «бессонница», «депрессия», «стрессы», и даже «медицина»!